0
4995
Газета Интернет-версия

02.09.2015 00:01:00

Потусторонние силы антиколониализма

Тэги: каодай, хоахао, вьетнам, национальноосвободительное движение, католичество, коммунизм, вьетминь, вьетконг


каодай, хоахао, вьетнам, национально-освободительное движение, католичество, коммунизм, вьетминь, вьетконг Движение Хоахао вызывает особенно настороженное отношение вьетнамских властей. Фото с сайта www.hoahao.org

На прошлой неделе 37 каодаистских священнослужителей направили письмо властям Вьетнама, в котором выразили несогласие с введением нового закона, обязывающего религиозные общины информировать власти даже о незначительных событиях в их жизни. Синкретические религиозные движения Каодай и Хоахао – особый фактор политики и идеологии этой югоазиатской страны, значение которых определяется событиями более чем вековой давности.

В начале XX века в колониально зависимых странах Азии практически синхронно начались процессы национального освобождения. Борьба за независимость часто начиналась с религиозных учений, так как религия представляла собой, с одной стороны, источник идейного вдохновения для элиты восточных обществ, а с другой – привычный необразованным массам язык для разговора о возвышенных идеалах.

Некоторые лидеры национально-освободительного движения зависимых стран не просто признавали право всех религий на существование, но и основывали собственные синкретичные учения. Во Вьетнаме таких учений появилось сразу два: Каодай и Хоахао.

Каодай было основано в 1926 году Нго Ван Чьеу, главой одного из округов Кохинхины, южной части Вьетнама, бывшей в то время французской колонией. Каодаисты называют свою религию «третьей амнистией Бога», подразумевая под этим три эры развития человечества. В первые две эры людям посылались великие пророки, а в третью эру Бог открыл себя людям через общение во время спиритических сеансов. Иерархическая структура организации напоминает Католическую церковь со своим папой, резиденция которого расположена в провинции Тэйнинь. В пантеон святых входят не только пророки крупнейших религий, но и писатели, ученые и политики, например Виктор Гюго, Лев Толстой, Луи Пастер, Бенито Муссолини и Владимир Ленин. Символом Каодай является глаз в треугольнике с исходящими из него солнечными лучами. Священное Писание – свод откровений, ниспосланных во время спиритических сеансов. Священниками могут быть как мужчины, так и женщины, при этом они должны совмещать духовный сан с мирской профессией.

Вторым по значению синкретическим религиозным течением Вьетнама является Хоахао. Основанное в 1939 году сыном зажиточного крестьянина, это учение названо по месту рождения его основателя Хюинь Фу Со. Хоахао представляет собой попытку модернизации буддизма, возвращения к первоосновам учения, которое проповедовал Будда, с введением в его догматику конфуцианских пяти добродетелей и культа предков, распространенного среди простых вьетнамцев. Хоахао отвечало традиционным чаяниям вьетнамцев, выраженным в мифе о пророке – носителе универсальной истины. Именно таким пророком, посланником Будды и объявил себя Хюинь.

К началу Второй мировой войны представители обоих учений начали борьбу с французскими колонизаторами и японскими оккупантами: Каодай в дельте Меконга, а Хоахао на границе с Камбоджей (Южный Вьетнам). Одновременно с Каодай и Хоахао в борьбу вступили коммунисты. Во время японской оккупации (1943–1945) представители Каодай и Хоахао боролись против оккупантов совместно с формированиями Вьетминя. Женевские соглашения 1954 года разделили страну по 17-й параллели: на севере было образовано социалистическое государство, а на юге после краткого правления марионеточного императора Бао Дая к власти пришло националистическое правительство Нго Динь Зьема – католика по вероисповеданию.

Представители Каодай и Хоахао поддержали установившийся режим, однако вскоре выяснилось, что Нго Динь Зьем не собирается делиться с ними властью. Тогда в 1955 году каодаистский папа Фам Конг Так объявил о формировании Объединенного фронта националистических сил, куда вошли представители Каодай и Хоахао.

Несмотря на официальное признание Францией независимости Вьетнама в 1954 году, спустя год французы еще надеялись на возвращение Вьетнама под их управление, американский ставленник Нго Динь Зьем их не устраивал. Учитывая прошлый опыт Каодай и Хоахао в борьбе с японцами, французы начали поставки оружия их участникам. Оба были довольно внушительной военной силой: Каодай располагало 20 тыс. бойцов, Хоахао – 15 тыс. Но в результате раскола Фронта режим одержал убедительную победу над бунтовщиками, а Каодай и Хоахао были объявлены вражескими элементами в Южном Вьетнаме, несмотря на то, что именно эти силы могли составить реальную оппозицию растущему влиянию коммунистов.

Вместо этого в войне Северного и Южного Вьетнама каодаисты и члены Хоахао вошли в прокоммунистический Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, больше известный как Вьетконг. Однако после объединения Вьетнама под властью коммунистов оба движения подверглись репрессиям, в основном в форме конфискации земель. Под влиянием «третьей волны демократизации» в 1985 году возвращение 400 каодаистских храмов знаменовало некоторое потепление в отношениях властей СРВ и членов движения. Улучшение отношений с Хоахао наметилось в 1999 году, когда власти разрешили членам движения совершать религиозные церемонии.

До сих пор Хоахао находится в более сложном положении, чем Каодай. Частично это объясняется тем, что после смерти последнего пророка и посланника Будды на земле у Хоахао нет единого центра, как нет и столь зрелищных и привлекательных для туристов храмов и церемоний; кроме того, они численно меньше. Если каодаистов, по разным оценкам, насчитывается от 2 до 4 млн человек, то в Хоахао – от 1 до 3 млн.

Возможно и то, что вьетнамские власти относятся к Хоахао с большей настороженностью из-за ее идей. В начале XX века в национально-освободительном движении Вьетнама четко можно было проследить два элемента: светский и духовный. Светский проект либерализации и модернизации страны был представлен коммунистами, духовный – каодаистами, членами движения Хоахао и частично католиками. Членами Каодай были в основном зажиточные и образованные вьетнамцы; по крайней мере проповедь была направлена именно на этот слой. Хоахао же обращалось к крестьянским низам и использовало более понятные им образы-символы. Кроме того, в движении был принят культ почитания старших, что напоминало о традиционной патрон-клиентской системе властных отношений, принятой во многих странах Юго-Восточной Азии. Была у движения и программа действий, четкая организация, напоминающая организацию компартии.

Таким образом, в первой половине – середине XX века Вьетнаму были предложены светский и религиозный варианты модернизации, из которых закрепился первый. Но власти еще опасаются возвращения «призрака религии». В 2001 году по обвинению в организации беспорядков во время митинга в Хошимине был арестован 82-летний лидер Хоахао Ле Куанг Лием. Правда, его продержали в заключении только сутки: о масштабных репрессиях говорить не приходится, но и сдавать «пророкам» и «спиритам» завоевания революции во Вьетнаме не намерены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
1266
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
2796
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
1463
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
1009

Другие новости