Верхняя мечеть Гевхар-аги в городе Шуши. Фото с сайта www.wikipedia.org
Нагорно-Карабахская республика (НКР, армянское название региона – Арцах) со времен обретения ею независимости воспринимается как один из оплотов Армянской апостольской церкви (ААЦ). Непризнанная республика по соотношению христиан к гражданам другого вероисповедания находится на втором месте после Ватикана. Произошло это после исхода из Арцаха азербайджанцев-мусульман. На данный момент в Нагорном Карабахе христиан – 99,9%. Политиками и клириками эта цифра соотносится именно с паствой ААЦ. Однако верно ли это?
Армянская апостольская церковь действительно сыграла важнейшую роль в истории Арцаха и всего армянского народа – зачастую помимо религиозных функций она в периоды утери государственности брала на себя и политические. К примеру, расположенный в Мартакертском районе НКР монастырь Гандзасар стал настоящим политическим центром средневековой Армении – именно гандзасарский католикос Есаи Асан-Джалалян организовал переговоры армян с российским императором Петром I, инициировал сопротивление персам, туркам и соседним тюркским племенам и даже изгнал захватчиков лишь силами войск Арцаха и Сюника на 20 лет. В эпоху национального движения и войны с Азербайджаном 1988–1994 годов Апостольская церковь также выступила в поддержку армян Нагорного Карабаха. В народе до сих пор помнят диаконов Раффи и Тер-Корюна и священника Тер-Григора, взявших в руки оружие во имя своего народа. Излишне говорить, что во многом активности церковных деятелей способствовало мусульманское (пусть и формальное) вероисповедание азербайджанцев, которое видится в армянской среде как символ захвата и порабощения.
Собор Иоанна Крестителя в монастыре Гандзасар.
Фото автора |
На данный момент ААЦ имеет в независимом Карабахе статус национальной Церкви. Этот ее исключительный статус отражен в пункте 2 главы 10 Конституции НКР. Представлена Церковь на территории республики Арцахской епархией, возглавляемой архиепископом Паргевом Мартиросяном. В ее распоряжении – кафедральный собор Святого Христа Всеспасителя в Шуши, собор Святого Иоанна Крестителя на горе Гандзасар, церковь Святого Акопа в Степанакерте и др.
Однако ААЦ – не единственная христианская конфессия Нагорного Карабаха. В последние несколько лет на территории маленькой непризнанной республики весьма активны различные протестантские Церкви и общины. Это свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, Союз армянского религиозного братства, Евангельская церковь, евангельские христиане-баптисты. Кроме того, имеется некоторое количество католиков. Всего в упомянутых общинах состоит более 3 тыс. граждан непризнанной республики.
Их права зачастую нарушаются, а интересы не принимаются во внимание правительством. Так, один баптист (Гагик Мирзоян) и двое свидетелей Иеговы (Арег Аванесян и Карен Арутюнян) были осуждены на реальные тюремные сроки за отказ служить в рядах вооруженных сил. При этом возможности проходить альтернативную гражданскую службу по идеологическим соображениям у граждан Арцаха нет. В результате фактически создается противоречие между законом об обязательной воинской службе и законом о свободе совести и религиозных организаций.
По информации директора карабахского Центра гражданских инициатив Альберта Восканяна, власти регулярно создают проблемы в регистрации протестантских Церквей. Так, в регистрации отказывалось свидетелям Иеговы и организации «Огонь Возрождения». Что касается остальных религиозных объединений, они имеют собственные молельные дома в Степанакерте.
Не стоит забывать, что Нагорный Карабах имеет и свою исламскую историю. Надо отдать должное властям республики – они в отсутствие на территории Арцаха мусульман прилагают все возможные усилия к восстановлению персидских мечетей. Всего за последние годы были отремонтированы пять таких объектов – три мечети, одно медресе в городе Шуша и мечеть в городе Агдаме. Примечательно, что среди специалистов и общественности Нагорного Карабаха господствует точка зрения, что мечети, несмотря на конфликт с мусульманами-азербайджанцами, восстанавливать надо – по культурным соображениям, а также потому, что к Азербайджану данные сооружения отношения не имеют. Как заявляет блогер Шаген Назарян, шушинские мечети, к примеру, являются типичными иранскими культовыми сооружениями по своей планировке и к современной Азербайджанской Республике со столицей в Баку не относятся никоим образом. При этом у карабахского обывателя памятники иранской культуры ассоциируются именно с азербайджанцами, что становится причиной негативной реакции на их восстановление. Люди вспоминают оскверненные армянские кладбища и церкви и недоумевают, почему на территории добившейся независимости республики должны вновь появляться мусульманские сооружения. Власти видят свою задачу в том, чтобы разъяснять населению принадлежность построек иранцам – в настоящее время экономическим партнерам Армении и Арцаха.
Религиозную обстановку в современном Нагорном Карабахе нельзя назвать простой – наряду с началом признания культурного наследия ислама в республике фиксируются нарушения прав меньшинств. Вне сомнения, критиковать за это государство, более 20 лет находящееся в состоянии войны и в опасности оккупации более крупным, экономически мощным соседом, – дело неблагодарное. Тем не менее граждане НКР любых вероисповеданий и неверующие, согласно Конституции страны, имеют равные права, которые должны соблюдаться. Карабах прошел длинный, сложный и в целом успешный путь развития в политической, экономической, культурной сферах, и очевидно, что ему по силам сделать то же самое в части религиозных прав и свобод.
Степанакерт-Шуша