0
4670
Газета Интернет-версия

19.08.2015 00:01:00

Папа согласился на развод

Тэги: папа римский, семья, развод, венчание, причастие, церковь, нравственность


папа римский, семья, развод, венчание, причастие, церковь, нравственность На всеобщей аудиенции папа Франциск произнес слова, которых ждали многие католические семьи. Фото Reuters

Возможно, скоро католикам, если у кого-то грешным делом и возникала такая мысль, не придется, подобно герою фильма «Развод по-итальянски», для того чтобы жениться во второй раз, подстраивать измену первой жены, а затем убивать супругу, имитируя сцену ревности. И все только ради того, чтобы получить не только снисхождение от суда, но и согласие Церкви на повторный брак.

Во время сотой всеобщей папской аудиенции 5 августа с.г. папа Римский Франциск в очередной раз обратился к теме семейных ценностей. Разведенные католики, состоящие в гражданском браке, «не должны быть лишены церковного общения», сказал понтифик, напомнив слушателям о библейском образе доброго пастыря, который входит к своей пастве через дверь. «Все двери открыты! Каждый тем или иным образом может участвовать в церковной жизни» – это заявление понтифика может изменить жизнь тысяч католиков, которым, в соответствии с их религиозной традицией, в случае развода запрещается приобщаться к церковным таинствам.

Речь понтифика во время всеобщей аудиенции продолжила линию его высказываний от 24 июня с.г., когда папа Франциск привлек внимание католиков к тому, как «позаботиться о тех, кто после необратимого разрушения брачных связей рискнул заключить новый союз», хотя эта ситуация и противоречит «христианским заветам, в которых брак рассматривается как нерушимый союз».

В выступлении 5 августа Франциск поблагодарил своих предшественников за то, что «в последние десятилетия Церковь нельзя было назвать бесчувственной и ленивой» в отношении развития взаимопонимания между нею и обществом в области семейно-брачных отношений. «Разведенные католики в последние годы не были полностью лишены церковных таинств», – сказал папа. Обращаясь к аудитории, папа Франциск сравнил Церковь с материнским сердцем, с «сердцем, которое, будучи вдохновленным святым духом, ищет блага и спасения человеку».

Отталкиваясь от метафоры о материнском сердце, понтифик обратил внимание верующих на то, что в отлученных от церковной благодати разведенных парах больше всего страдают дети. «Если мы посмотрим на эти ситуации глазами детей, то поймем, что мы должны стать более терпимы к людям, оказавшимся в них», – сказал Франциск. Продолжая эту мысль, папа Римский отметил, что невозможно требовать от родителей воспитания детей в той вере, от церковного общения в которой они сами были отлучены. В результате растущего числа разводов растет и число отлученных от церковных таинств детей. В дальнейшем эти дети ищут религиозную традицию, в которой прошлое их семьи не станет причиной лишения их церковного общения. Таким образом, призыв папы Франциска – это попытка адаптировать католическое вероучение под требования современной действительности и не проиграть схватку за души верующих.

В ходе дискуссий о религиозных правах ЛГБТ-сообщества часто забывается, что проблема адаптации Церкви к современным реалиям не сводится к признанию или непризнанию однополых союзов. Речь идет о гораздо более масштабной трансформации в модели взаимоотношений Церкви и общества.

Много веков духовные конгрегации регулировали семейную сферу. Модель моногамной расширенной многодетной семьи отвечала не только духовным, но и экономическим требованиям времени. Однако, как, например, показал в своей работе «Следующие 100 лет, прогноз на XXI век» американский политолог Джордж Фридман, традиционная модель семьи не подходит к изменившимся экономическим реалиям современного мира. Традиционный многодетный брак длиною в жизнь стал экономически невыгоден по двум причинам. Во-первых, в современном мире материальные средства, затрачиваемые на воспитание детей, несопоставимы с экономической отдачей от этого предприятия. Во-вторых, разработка трудосберегающих технологий дала людям возможность формировать союзы на почве сердечной привязанности, а не исходя из идей выживания. А чувства, как считается, намного менее постоянны, чем потребность в пище.

Проблема адаптации традиционных семейных ценностей к изменившимся реалиям входит в компетенцию Конгрегации доктрины веры (наследницы средневековой инквизиции), созданной в 1965 году. Одна из трех комиссий Конгрегации была сформирована именно для разрешения вопросов, касающихся семейной жизни.

Иоанн Павел II обратился к этой теме в 1981 году в своем апостольском послании «О задачах семьи в современном мире», в котором он призвал «делать различия между разными ситуациями», по-разному относиться к стороне, пострадавшей от развода, и стороне, его спровоцировавшей. В то же время Иоанн Павел II признал, что «позволение разведенным приобщаться к таинствам только запутает верующих относительно церковного догмата о нерушимости брачных уз». В 2012 году на Всемирной встрече семей в Милане Бенедикт XVI сказал, что в отношениях Католической церкви и ее разведенных последователей требуется «внимательная проницательность и мудрое пастырское руководство», а также осознание того, «что простых рецептов здесь не существует».

В октябре 2014 года папа Франциск вновь поднял тему церковного общения разведенных католиков, созвав первый этап Чрезвычайной ассамблеи Синода католических епископов (см. «НГР» от 15.10.14). Правда, акцент в общественных и журналистских оценках этого собрания был сделан на отношении Церкви к гей-бракам, хотя епископы обсуждали также возможность приобщения в особых случаях к церковным таинствам для некоторых разведенных. Второй этап Чрезвычайной ассамблеи и, по-видимому, решение относительно проблем разведенных католиков ожидается в октябре с.г.

Известно, что среди кардиналов Конгрегации есть как либералы, так и консерваторы. Лидером либералов до своей смерти в 2012 году был Карло Мария Мартини. В своем последнем интервью Мартини так обозначил свое отношение к проблеме развода: «Жена, оставленная мужем, находит нового партнера, который мог бы присматривать за ней и ее детьми. Второй брак оказывается успешным проектом. Если церковь будет дискриминировать такую семью, то отрезанной (от церкви. – «НГР») окажется не только мать, но и ее дети. Так церковь теряет следующее поколение».

Еще один видный либерал Конгрегации кардинал Вальтер Каспер, которого часто называют «богословом папы», в апреле с.г. предложил допустить разведенных католиков к таинствам после периода покаяния. Ранее кардинал говорил, что «в Германии большинство католиков хотят пересмотра церковных установок в отношении брака. То же самое происходит в Великобритании и повсеместно. Когда я разговариваю с мирянами, с пожилыми людьми, которые женаты уже по 50–60 лет и никогда не задумывались о разводе, понимаю, что они видят, что между их культурой и современной действительностью существует разрыв».

Созванная кардиналом Каспером перед первой Чрезвычайной ассамблеей конференция немецких епископов признала, что возможность аннулирования брака в католичестве «применима лишь к очень ограниченному кругу людей. Она не решает существующей проблемы». Напомним, что в католичестве существует процедура аннулирования брака, но она применяется в весьма ограниченных случаях (подробнее в «НГР» от 20.11.13).

С другой стороны, консервативное крыло Конгрегации в лице кардинала Фрэнсиса Аринзе отстаивает принцип нерушимости брака. «Развод разрывает семью. Он опустошает бывших мужа и жену. Он оставляет в слезах несчастных детей. Мы не отрицаем, что между мужем и женой могут возникнуть серьезные разногласия, но развод – не выход», – говорит Аринзе. Его поддерживает другой консерватор Конгрегации, кардинал Джованни Баттиста Ре. «Ситуация не может быть изменена», – сказал кардинал относительно возможного изменения правил Католической церкви в отношении к разведенным, дав понять, что папа Франциск вряд ли пойдет на серьезное изменение существующих правил. Правда, сказал он это еще в феврале прошлого года.

Похоже, за прошедшее время ситуация изменилась. В преддверии второй Чрезвычайной ассамблеи Синода специальным посланником от США на данное мероприятие папа назначил архиепископа Чикаго Блейза Кьюпича, известного своими либеральными взглядами. В состав делегатов папа собирается включить еще одного либерального американского представителя – епископа города Янгстауна (штат Огайо). Возможно, эти назначения были сделаны с целью усиления либерального крыла во время конференции по проблемам семьи. В таком случае разведенным католикам и их детям можно ожидать возвращения в церковное сообщество.

С другой стороны, петиция папе традиционных католиков с просьбой не допускать к таинствам разведенных набрала в интернете почти полмиллиона подписей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
646
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
642
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
524
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
357

Другие новости