0
5592
Газета Интернет-версия

15.07.2015 00:01:00

Одержимые демосом

Тэги: греция, алексис ципрас, ес, дефолт, греческий кризис, грекзит, долг греции, сириза, церковь, папа франциск, православие, кредит, референдум, охи, реформы, налоги


греция, алексис ципрас, ес, дефолт, греческий кризис, грекзит, долг греции, сириза, церковь, папа франциск, православие, кредит, референдум, охи, реформы, налоги Среди греческого духовенства нашлось немало тех, кто сказал «охи» требованиям Европы. Фото Reuters

В Греции 5 июля с.г. прошел референдум по проблеме выплаты долгов Евросоюзу. Более 61% населения высказались против политики жесткой экономии, которую предлагал ЕС в случае предоставления им Греции новых кредитов. В то время как премьер-министр страны Алексис Ципрас призывал население сказать «охи», то есть «нет», возвращению долгов, Элладская православная церковь заняла противоположную позицию.

За неделю до референдума ее глава архиепископ Афин Иероним II выпустил обращение, которое гласило: «Мы должны пообещать нашим детям развивающуюся и процветающую Грецию. Грецию, которая будет уверенно продолжать свой путь, будучи плоть от плоти самого ядра общей европейской семьи».

Многие митрополиты поддержали решение своего главы. Например, митрополит Фессалоникийский Анфимос Руссас выразил свое мнение во время проповеди: «Голосуйте, как хотите, это абсолютно ваше право, но сейчас и у меня есть право сделать признание, я буду голосовать за Европу».

Однако не все греческое духовенство согласно с позицией своих лидеров. На одном из недавних маршей протеста в Афинах священники, размахивая церковными и национальными флагами, выразили поддержку действиям правительства.

Каковы аргументы сторонников и противников выплаты долгов в Элладской православной церкви? Иерархи греческой Церкви поддержали решение о выплате долгов по трем причинам. Во-первых, Церковь считает Грецию неотъемлемой частью европейского настоящего и прошлого и видит страну в качестве важной составной части проекта евроинтеграции. Таким образом, первый аргумент высших чинов греческого клира сводится к опасениям выхода страны из ЕС.

Вторая причина, по которой Афинский архиепископ призвал граждан страны голосовать за выплату долгов, заключается в том, что, по его мнению, отказ от выплат будет означать ухудшение экономического положения граждан Греции. Эти опасения церковного руководства становятся понятны, если принять во внимание тот факт, что последнее время греческая Церковь выполняла некоторые социальные обязательства. Например, осуществляла продовольственную программу помощи, предоставляла жилище и курсы профессиональной подготовки для обездоленных граждан Греции, а также для растущего иммигрантского населения страны. В условиях ухудшения экономической ситуации Церковь может оказаться не в состоянии выполнять эти функции в связи с резким сокращением среднего класса в стране. «Кризис не просто негативно влияет на церковные благотворительные программы, он угрожает самому их существованию», – считает митрополит Спарты Евстафиос Спилиотис.

Правда, остается неясным, почему государственную систему социального обеспечения клирики считают настолько ущербной, что без церковной благотворительности стране угрожает социальный коллапс. Понятно, что уровень бедности в стране за последние четыре года возрос катастрофически. Так, в отчете ЦРУ за 2009 год процент населения Греции, живущего за чертой бедности, равняется 20, в то время как в 2013 году эта цифра подскочила до 44%. Население Греции составляет чуть больше 11 млн человек, а по сообщению издания Guardian, в 2013 году бесплатные церковные кухни ежедневно готовили обеды для 55 тыс. человек. Кажется, это капля в море.

Третья причина, по которой Церковь Греции выступала за принятие условий ЕС, – она опасается раскола страны в результате референдума. Вот что по этому поводу говорится в обращении Иеронима II: «Время, в которое нам выпало жить, является, наверное, наиболее судьбоносным для нашей нации после окончания Второй мировой войны. Это время личной ответственности каждого: учреждений, политических партий, Церкви, каждого грека. Мы все объединены любовью к родине, тревогой за ее настоящее и будущее. Ничто нас не разделяет. Вот почему мы не должны позволять яду раскола осквернить наши души. Это будет преступление, тяжесть которого ляжет на следующие поколения».

Есть, наверное, и еще одна неназванная причина, по которой греческие иерархи выступают за выплату долгов ЕС. Дело в том, что Элладская церковь вряд ли может опасаться дальнейшего ухудшения собственного положения в связи с ужесточением режима экономии. Налоги с коммерческих доходов Церкви в размере 20% взимаются начиная с 2010 года (решение социально ориентированного правительства Георгиоса Папандреу), тогда же было принято решение обложить налогами благотворительную помощь Церкви и даже оплату верующими церковных услуг (в размере 5–10%).

Недавнее же предложение Иеронима II поучаствовать в выплате государственного долга вызывает сомнение в его эффективности. Да, слухи о богатствах греческой Церкви могут быть вовсе и не слухами, а церковные доходы действительно могут казаться настоящим богатством для обедневших граждан страны. Но даже по максимальным оценкам критиков Элладской церкви состояние ее центрального аппарата (на 2011 год) можно было оценить, согласно подсчетам бывшего министра экономики Стефаноса Маноса, в 1 млрд евро. Даже если принять во внимание дивиденды Церкви как одного из акционеров и участников совета директоров Банка Греции (с долей 1,5%), сумма кажется ничтожной для покрытия более чем 300-миллиардного долга страны перед ЕС.

Рядовые священники тоже вынуждены стоять в очереди в банк, чтобы получить свои 60 евро в день.	Фото Reuters
Рядовые священники тоже вынуждены стоять в очереди в банк, чтобы получить свои 60 евро в день. Фото Reuters

Этого, впрочем, могло бы хватить для выплаты 1,6 млрд долл. Международному валютному фонду для получения нового транша помощи, но, видимо, проанализировав расстановку сил на политической арене страны, иерархи сделали вывод о том, что у них вряд ли потребуют денег на самом деле. Греция является государством, в котором баланс между церковными и светскими властями является одним из важнейших элементов национальной политики. В этом отношении ее можно сравнить с так называемыми демократическими режимами консоциации, то есть демократиями, в которых стабильность государства зиждется на консенсусе элит об уровне их представленности в органах государственной власти. Известный своими атеистическими взглядами премьер Алексис Ципрас не может игнорировать эту особенность греческой действительности. О его готовности сотрудничать с духовенством говорит предложение им поста президента Греции главе Албанской православной церкви (см. «НГР» от 20.05.15) и его недавняя двухдневная поездка в один из афонских монастырей.

В этих условиях государство вряд ли будет сильно давить на церковников с целью получения их активов, да и не вписывается это в политическое кредо Ципраса, который как раз выступает против выплаты долгов.

Причина, по которой мнение рядовых священников греческой Церкви может не совпадать с мнением архиепископа, проста: политика жесткой экономии, являющаяся одним из условий ЕС для предоставления новых кредитов Греции, уже привела к значительному сокращению жалования клирикам. Ведь в Греции представители данной профессии, согласно договору между Церковью и государством от 1833 года, получают зарплаты от правительства в обмен на согласие Церкви отдать государству более двух третей ее земельных владений. Кроме того, правительство сокращает и общее количество священников, финансируя назначение лишь одного нового клирика взамен 10 вышедших на пенсию. Дефицит священников уже заставил Церковь допустить мирян к совершению богослужения.

Пока Церковь Греции решает насущные политико-экономические задачи, католический «папа бедняков» продолжает вести свою линию. Еще в феврале с.г. во время встречи с Ангелой Меркель папа Римский Франциск подарил ей картину, на которой изображен святой Мартин, отдающий свой плащ нуждающемуся. Известна идея о близости социалистического и христианского учений, и встреча Ципраса с понтификом в сентябре 2014 года должна была служить аргументом в пользу этого представления. «Мы исходим из разных идеологических позиций, но наши точки зрения по поводу общечеловеческих ценностей совпадают», – прокомментировал тогда Ципрас свою встречу с папой.

1 июля с.г. в заявлении, распространенном Святым престолом, папа Римский в очередной раз призвал христиан «объединиться в молитве за возлюбленный народ Греции». «Достоинство человеческой личности должно оставаться в центре любых политических дебатов, обсуждении технических вопросов, так же как и принятии ответственных политических решений», – подчеркнул понтифик. В ноябре 2014 года в речи перед членами Европарламента папа подробно изложил свои взгляды на суть европейского единства: «Не секрет, что представление о единстве как о единообразии наносит удар по жизнеспособности демократической системы, ослабляя богатые страны и плодотворное взаимодействие организаций и политических партий. Это ведет к опасности жизни только в мире идей, слов, образов, софистики и грозит обернуться тем, что в конце концов мы можем перепутать реальность демократии с новым политическим номинализмом. Чтобы сохранить демократию в Европе, необходимо избегать того, чтобы тенденции глобализации выхолащивали реальность». Речь понтифика перед членами Европарламента сравнивается аналитиками с выступлением перед евродепутатами Иоанна Павла II в 1988 году. Заметно, что с тех пор представление Ватикана о Европе претерпело сильные изменения.

Завершающие штрихи к концепции Европы, по папе Франциску, внесла статья официального печатного органа Святого престола Osservatore Romano. Согласно этой статье греческий референдум следует рассматривать как повод «определить новую европейскую идею. Голосование налагает необходимость пересмотра методов Евросоюза, которые не могут и не смогут быть теми же, которые сейчас используются Брюссельскими дворцами: Европа неизбираемых элит, Европа закрытых клубов, таких, как старая франко-германская ось». Печатное издание Ватикана настаивает: «Существует острая необходимость в создании нового интеграционного процесса, который бы выходил за пределы банковского или финансового союза, унификации технических процедур и концентрировался бы на гораздо более важных проблемах, таких, как иммиграция, здоровье, коммуникации, активизация научных исследований и повышение уровня образования, социальное благосостояние граждан».

Таким образом, Элладская православная церковь демонстрирует прагматизм, а Святой престол настаивает на концептуальном пересмотре основ объединенной Европы. В данном случае понтифик, возможно, лучше осознает приметы времени. Его точка зрения созвучна идеям, которые после референдума в Греции высказывались многими европейскими политиками и печатными изданиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1187
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
607
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
532
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
668

Другие новости