Бежавшие от арабского завоевания огнепоклонники обосновались в Индии, где сохранили религию империи Ахеменидов... Фото Reuters
В Иракском Курдистане, в провинции Сулейманийя, 1 мая состоялась необычная церемония. Мобед – служитель религии пророка Заратуштры (на Западе популярен иной вариант этого имени – Зороастр) – принимал в ее лоно местных сельских жителей, специально пригласивших его для этого из-за рубежа. Уже объявлено о планах построить в Курдистане 12 храмов староиранской религии, павшей в VII веке вместе с державой Сасанидов, сокрушенной войсками арабского Халифата. В борьбе с его новоявленными наследниками жители гор воскресили древний культ, чтобы черпать в нем силу в противостоянии джихадистам.
Официальный представитель Министерства по делам религии Курдистана Мараван Накшбанди считает, что местные жители отказываются от ислама под впечатлением от жестокости «Исламского государства» (ИГ): «Люди не знают больше, какому мусульманскому направлению, каким фетвам или какой доктрине следовать. Тем, кто считает себя либералами или националистами, зороастрийская вера кажется разумной и умеренной. Еще очень много тех, кто в ярости от ИГ из-за его бесчеловечности».
«Люди видят, как совершается насилие, они испытали много страданий, истощены. ИГ несет с собой только одно: смерть», – говорит житель Курдистана Нури Шариф. Он возвратился из Германии в Ирак и теперь проповедует своим единоплеменникам зороастрийскую альтернативу, считая ренессанс религии Заратуштры, возникшей в древности в среде центральноазиатских кочевников, прогрессивным и разумным явлением: «Исламисты могут только убивать, у них не хватает ума для того, чтобы предъявлять аргументы, всё, на что они способны, – это преступления. Мы не боимся ИГ, их религия – отсталая». Аналогичную риторику можно найти и на интернет-сайтах, где курды рассказывают о своем переходе в эту религию, например: «Я обратился в зороастризм потому, что я хочу, чтобы Курдистан шел к прогрессу, а ислам тянет нас назад. Нам нужно развитие науки, и это возможно именно с зороастризмом, с исламом – нет».
«У курдов большой интерес к своим историческим корням среди всех социальных страт: интеллектуальной элиты, политического руководства, среднего класса, – добавляет Шариф. – Время тайного исповедания нашей веры прошло. Мы построим храм здесь, в Сулейманийе, в других местах. Если закон на нашей стороне, то он защитит нас».
...а в Иране зороастризм не только легален, но и реформируется, принимая женщин в священный сан. Фото с сайта www.anjomanemobedan.com |
С подачи таких активистов в Курдистане все чаще публично проводится обряд посвящения в зороастрийцы – Навджот, или Серде-пуши. Близ священного огня священнослужитель читает молитвы, по завершении которых новообращенного опоясывают особым поясом. Этот ритуал – еще и свидетельство отречения от ислама, ведь переход обычно совершается из этой религии.
Пока идет борьба с «Халифатом», власти Курдистана, сами приверженцы ислама, смотрят на отказ от этой религии сквозь пальцы. В апреле с.г. в автономии был официально сформирован Высший совет зороастрийской религии. В мае стало известно, что зороастрийцы будут инкорпорированы в систему Министерства религиозных дел. Впервые за более чем тысячу лет государство взяло на себя обязанность заботиться о приверженцах этой веры, число которых, по сведениям Накшбанди, достигает 100 тыс. человек.
«Я считаю, что распространение нашей веры не нужно связывать с ненавистью к ИГ, – говорит зороастрийский проповедник Аль-Карим. – Мы просто отвечаем потребностям общества, учим тому, как прожить жизнь лучше, следуя в этом учению Заратуштры». Но на интернет-ресурсах, посвященных древней вере, педалируются и антимусульманские чувства: «Вера ИГ не отличается от той, которую проповедовал пророк Мухаммед».
Можно считать показательным, что проповедь зороастризма среди курдов совпала по времени с прибытием к ним западных добровольцев, возмущенных жестокостью боевиков ИГ. Большинство из них смотрит на конфликт в Ираке как на религиозную войну, но интересуют приехавших не столкновения суннитов и шиитов, а противостояние мусульманской экспансии. Добровольцы стремятся присоединиться к христианским ополченцам Ирака, но не находят у них нужной инфраструктуры. Зато та в достаточной мере имеется у курдов.
В руководстве Курдистана не скрывают, что считают себя альтернативой обеим формам исламского фундаментализма – и суннитскому, связанному с «Халифатом», и шиитскому, связанному с режимом аятолл в Иране и «Хезболлах», – и надеются по этой причине на благосклонность Запада. В этой ситуации властям автономии препятствовать проповеди зороастрийцев невыгодно.
Вполне возможно, именно поэтому в разговоре с западными СМИ курдские мусульмане говорят о своей терпимости к конкурирующей вере. «Я не думаю, что зороастризм существенно распространится. Число перешедших в эту веру невелико, кроме того, абсурдно то, что иногда можно услышать, будто эта религия является национальной для курдов», – заявляет мусульманский политик Курдистана Хаджи Карван.
Совсем иначе подходят к зороастрийскому прозелитизму противники курдской независимости в соседней Турции, восточные регионы которой также компактно населяют представители этого народа. «Сторонники отделения – зороастрийцы по вере, но я убежден, что мои курдские братья и сестры в большинстве придерживаются ислама», – говорит президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, создатель и лидер умеренно исламистской Партии справедливости и развития, активно использовавший в ходе предвыборной кампании в Турции религиозную карту, чтобы дискредитировать левые курдские партии.
Шариф, со своей стороны, верит, что зороастризм со временем обязательно добьется успеха, и случится это потому, что он сможет предложить народам Ближнего Востока то, чего нет у конкурирующих вер: совместимости с научным знанием. «Заратуштра не был посланником Бога, он не был пророком, он был просто мудрецом. Он наблюдал за Вселенной и изложил свои мысли. Он размышлял о бытии, о вере, о высшей силе. При этом мы говорим, что его умозаключения – слова не Бога, а человека», – доказывает то, что зороастризм – просвещенная вера, Шариф.