Референдум в Ирландии – самый резкий антиконсервативный поворот в Западной Европе за последние десятилетия. Фото Reuters
Ирландия признала однополые союзы. В ходе референдума, состоявшегося 22 мая с.г., «за» высказались 62% избирателей. Противники гей-браков получили большинство только в одном из 44 регионов страны – сельской провинции Роскоммон – Южный Лейтрим. Перемены одобрили все главные общественно-политические силы, кроме Католической церкви. На ее положении референдум может сказаться неблагоприятным образом.
«Ирландия сказала «да» однополым союзам и «нет» католицизму», – таким заголовком отреагировало на произошедшее британское издание Telegraph. В среде консерваторов с этим не спорят. «Церкви еще предстоит найти новый язык, к которому стали бы прислушиваться люди. Мы должны признать, что наше учение о браке и семье не воспринимается даже нашей собственной паствой», – заявил архиепископ Дублина Диармуид Мартин.
Происходящее с Ирландией можно точно охарактеризовать как самый резкий антиконсервативный поворот в Западной Европе за последние десятилетия. До 1993 года гомосексуальные отношения в стране еще признавались преступлением, а право на развод не предусматривалось законом. Церковь господствовала в системе образования и общественном мнении: ее учение считалось символом независимости Ирландии от Великобритании.
Перемены к худшему начались для единоверцев папы Римского в 1990-е годы вместе с чередой педофильских скандалов. В 1995 году репутационные издержки усугубились поражением на общенациональном референдуме о разводах. Религиозные правые тогда активно участвовали в кампании и проиграли лишь с небольшим отставанием. Представить, что Ирландия станет первой в мире страной, легализовавшей гей-браки на национальном референдуме, еще никто не мог.
В Церкви островного государства многие считают, что некоторые из ее служителей стали жертвами клеветнической кампании. Так, ирландская пресса необоснованно утверждала, будто жительница республики скончалась из-за того, что врачи-католики отказались сделать ей аборт. Неверными оказались и сведения, по которым детский приют при Церкви избавлялся от «лишних» подкидышей. Между тем массовое оскудение религиозных чувств вряд ли может объясняться только деятельностью СМИ.
Заявление архиепископа Мартина, что клирики утратили контакт с верующими, в значительной степени соответствует действительности. Согласно статистике, 84% ирландцев считают себя католиками, но воцерковленными являются около трети. В этих условиях стало возможно закрытие посольства Ирландии в Ватикане. Премьер-министр островного государства Энда Кенни пошел на это в 2011 году «из соображений бюджетной экономии». Символический жест стал кульминацией сексуального скандала, в ходе которого власти острова открыто выступили против папы Бенедикта XVI. Энда Кенни обвинил Ватикан в нежелании расследовать преступления педофилов и в «нарциссизме».
Ход общественной кампании, предшествовавшей легализации гей-браков, показывает раскол среди ирландских клириков. По сведениям Ирландской ассоциации католических священников, 25% представителей белого духовенства проголосовали за новое законодательство о супружестве. Архиепископ Мартин высказался против, но заявил, что не станет навязывать своего мнения. «Как я проголосую – мое частное дело», – заявил он.
К настоящему времени можно констатировать, что только последний бастион ирландского католичества в общественной жизни все еще цел. По законам острова, совершение абортов в случаях, не представляющих риска для здоровья женщины, запрещено. В 2013 году премьер Кенни, несмотря на недружественные отношения со Святым престолом, соответствующий закон все-таки подписал.