0
15586
Газета Интернет-версия

15.04.2015 00:01:00

Папа Франциск приравнял резню в Турции к нацизму

Тэги: армения, ватикан, геноцид, религия, папа франциск, турция, XX век


армения, ватикан, геноцид, религия, папа франциск, турция, XX век На специальной мессе понтифика присутствовали католикос всех армян Гарегин II, католикос Киликии Арам I и патриарх Армянской католической церкви Бедрос XIX (справа налево). Фото Reuters

Папа Римский Франциск назвал массовые убийства армян в начале XX века геноцидом, вызвав резкую реакцию со стороны Турции, прежние власти которой обвиняются в совершении этого преступления. Понтифик охарактеризовал произошедшие 100 лет назад события как «первую из великих трагедий XX века»,  к числу которых также отнес сталинизм и нацизм. В ответ Анкара отозвала своего посла из Ватикана, а премьер Турции Ахмет Давутоглу обвинил Святой престол в провоцировании конфликтов.

В Ватикане, возможно, не ожидали столь громкого скандала, поскольку, говоря о геноциде, папа Франциск процитировал декларацию, подписанную одним из его предшественников, Иоанном Павлом II в 2000 году. Тогда Римская церковь впервые использовала это определение для описания массового убийства армян, но с тех пор употребляла его редко. Так, в 2006 году на встрече с армянским католикосом Великого дома Киликийского Арамом I папа Бенедикт XVI заявил об «ужасном преследовании и великом зле», случившемся с армянами, но не употребил слова «геноцид».

Могло сложиться впечатление, что и при нынешнем понтифике Римская церковь испытывает колебания, в каких именно терминах описывать историческую трагедию. В 2013 году папа Франциск использовал слово «геноцид», зато во время визита в Турцию в ноябре 2014 года вовсе не затронул эту трудную тему. Тогда глава Церкви предпочел сосредоточиться на  усилиях Анкары по созиданию миролюбивого ислама.

По-видимому, решение сделать упоминания о геноциде частью своей риторики окончательно созрело в Ватикане только в нынешнем году. В марте Святой престол сделал достоянием общественности письма, направленные папой Бенедиктом XV турецкому султану Мухаммеду V в 1915 и 1918 годах, из текста которых следует, что глава Церкви был обеспокоен массовыми убийствами армян и в меру своих возможностей стремился предотвратить их. Жест Святого престола трудно не назвать политическим: в Ватикане, публикуя документы, давали понять, что в трагическую эпоху не стояли над схваткой. Тогда же стало известно, что в соборе Святого Петра запланировано торжественное богослужение, посвященное жертвам геноцида.

В рамках подготовки к событию, аналогов которого Ватикан еще не знал, папа Франциск принял у себя делегацию армянского католического духовенства, которому заявил о «мученичестве» и преследовании» их единоплеменников в начале XX века. На следующий день состоялась литургия о погибших, на которую по приглашению папы прибыл президент Армении Серж Саргсян. По завершении богослужения понтифик выступил с речью, в ходе которой – вопреки договоренностям со своими помощниками – произнес слово «геноцид». По крайней мере в церковном государстве дело представили именно так.

В ходе своего выступления, излагая точку зрения Ватикана на массовые убийства, совершенные турками, понтифик явно предпринял попытку выйти за рамки обычной риторики. Глава Церкви не только осудил геноцид и поставил его в один ряд с преступлениями нацизма и сталинизма, но и широко определил и круг пострадавших, к числу которых отнес ассирийцев и греков.

В ответ на признание со стороны папы Саргсян выразил благодарность папе: «Мы высоко ценим то, что и Святой престол также присоединился к международной борьбе, признав и осудив геноцид армян». По утверждению Саргсяна, признание геноцида армян Католической церковью представляет собой историческое событие.

В Турции, напротив, сразу же  заявили о возмущении произошедшим. Вскоре после торжественной литургии, 12 апреля, Анкара отозвала для консультаций своего посла из Ватикана. Вечером того же дня политический разворот папы прокомментировал премьер Ахмет Давутоглу: «Оценивать эту трагедию в одностороннем порядке неуместно для  понтифика. Религиозные лидеры должны создавать среду для мира и единства людей, а не разжигать ненависть и конфронтацию».

О возмущении новой риторикой самой большой религиозной организации мира заявил и глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу: «Абсолютно невозможно согласиться с заявлениями папы, ведь те далеки и от исторической реальности, и от юридической стороны вопроса». Чавушоглу повторил выводы главы кабинета: «Религиозные лидеры не должны провоцировать ненависть безосновательными утверждениями».

Возможный конфликт между Святым престолом и Турцией представляет немалое значение потому, что Анкара является важным партнером для Ватикана. В малоазиатском государстве находится резиденция ближайшего союзника папы в восточнохристианском мире – Константинопольского патриарха Варфоломея. В ноябре 2014 года Франциск прибыл с визитом в Турцию на встречу с Варфоломеем. Тогда же глава Католической церкви виделся и с Эрдоганом. В те дни оба лидера, несмотря на расхождения, демонстрировали готовность к сближению. Понтифик, критиковавший «усталость» Европы и ее жестокость к мигрантам, выступал созвучно турецкому лидеру, пусть и по другим причинам, но говорившему о том же.

Комментируя высказывания папы о геноциде, представитель турецкого правительства на условиях анонимности сказал New York Times, что в Анкаре обеспокоены и озадачены произошедшим. «Заявление понтифика неожиданное и разочаровывающее, особенно потому, что следует за его призывом к диалогу от ноября прошлого года. Речь идет об односторонней оценке событий, в которой признаются страдания христиан и игнорируется то, что претерпели мусульмане».

Будущее покажет, поставит ли нынешнее заявление папы крест на возможном ватикано-турецком сближении. В то же время  укрепятся позиции папы Франциска как религиозного лидера, пользующегося уважением среди тех, кто не относится к числу его единоверцев. В значительной степени это случится потому, что признание армянского геноцида стало частью европейской и американской политической корректности. В нулевые годы Евросоюз де-факто потребовал от Турции принять на себя историческую вину за события 1915–1918 годов. Тогда же во Франции отрицание армянского геноцида было объявлено уголовным преступлением.  в этих условиях признание папой вины турок и масштаба совершенных ими преступлений обречено на всеобщее одобрение.

Между тем в Ватикане, по-видимому, готовятся использовать признание геноцида, чтобы привлечь внимание к современным проблемам христианского Ближнего Востока. После завершения литургии понтифик направил открытое обращение армянам, в котором сравнил пережитые теми страдания с массовыми убийствами христиан, происходящими в наши дни.

В Ватикане без устали повторяют, что мировое общественное мнение безразлично к судьбе христианских меньшинств или, более точно, к сохранению их общин на Ближнем Востоке. Государства Запада, как утверждают католические лидеры, готовы предоставлять помощь беженцам и в том числе принимать их у себя, но не отказываются от поддержки умеренных исламистов, при власти которых выживание христианских меньшинств на Ближнем Востоке проблематично.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1416
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1423
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1165
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
739

Другие новости