На специальной мессе понтифика присутствовали католикос всех армян Гарегин II, католикос Киликии Арам I и патриарх Армянской католической церкви Бедрос XIX (справа налево). Фото Reuters
Папа Римский Франциск назвал массовые убийства армян в начале XX века геноцидом, вызвав резкую реакцию со стороны Турции, прежние власти которой обвиняются в совершении этого преступления. Понтифик охарактеризовал произошедшие 100 лет назад события как «первую из великих трагедий XX века», к числу которых также отнес сталинизм и нацизм. В ответ Анкара отозвала своего посла из Ватикана, а премьер Турции Ахмет Давутоглу обвинил Святой престол в провоцировании конфликтов.
В Ватикане, возможно, не ожидали столь громкого скандала, поскольку, говоря о геноциде, папа Франциск процитировал декларацию, подписанную одним из его предшественников, Иоанном Павлом II в 2000 году. Тогда Римская церковь впервые использовала это определение для описания массового убийства армян, но с тех пор употребляла его редко. Так, в 2006 году на встрече с армянским католикосом Великого дома Киликийского Арамом I папа Бенедикт XVI заявил об «ужасном преследовании и великом зле», случившемся с армянами, но не употребил слова «геноцид».
Могло сложиться впечатление, что и при нынешнем понтифике Римская церковь испытывает колебания, в каких именно терминах описывать историческую трагедию. В 2013 году папа Франциск использовал слово «геноцид», зато во время визита в Турцию в ноябре 2014 года вовсе не затронул эту трудную тему. Тогда глава Церкви предпочел сосредоточиться на усилиях Анкары по созиданию миролюбивого ислама.
По-видимому, решение сделать упоминания о геноциде частью своей риторики окончательно созрело в Ватикане только в нынешнем году. В марте Святой престол сделал достоянием общественности письма, направленные папой Бенедиктом XV турецкому султану Мухаммеду V в 1915 и 1918 годах, из текста которых следует, что глава Церкви был обеспокоен массовыми убийствами армян и в меру своих возможностей стремился предотвратить их. Жест Святого престола трудно не назвать политическим: в Ватикане, публикуя документы, давали понять, что в трагическую эпоху не стояли над схваткой. Тогда же стало известно, что в соборе Святого Петра запланировано торжественное богослужение, посвященное жертвам геноцида.
В рамках подготовки к событию, аналогов которого Ватикан еще не знал, папа Франциск принял у себя делегацию армянского католического духовенства, которому заявил о «мученичестве» и преследовании» их единоплеменников в начале XX века. На следующий день состоялась литургия о погибших, на которую по приглашению папы прибыл президент Армении Серж Саргсян. По завершении богослужения понтифик выступил с речью, в ходе которой – вопреки договоренностям со своими помощниками – произнес слово «геноцид». По крайней мере в церковном государстве дело представили именно так.
В ходе своего выступления, излагая точку зрения Ватикана на массовые убийства, совершенные турками, понтифик явно предпринял попытку выйти за рамки обычной риторики. Глава Церкви не только осудил геноцид и поставил его в один ряд с преступлениями нацизма и сталинизма, но и широко определил и круг пострадавших, к числу которых отнес ассирийцев и греков.
В ответ на признание со стороны папы Саргсян выразил благодарность папе: «Мы высоко ценим то, что и Святой престол также присоединился к международной борьбе, признав и осудив геноцид армян». По утверждению Саргсяна, признание геноцида армян Католической церковью представляет собой историческое событие.
В Турции, напротив, сразу же заявили о возмущении произошедшим. Вскоре после торжественной литургии, 12 апреля, Анкара отозвала для консультаций своего посла из Ватикана. Вечером того же дня политический разворот папы прокомментировал премьер Ахмет Давутоглу: «Оценивать эту трагедию в одностороннем порядке неуместно для понтифика. Религиозные лидеры должны создавать среду для мира и единства людей, а не разжигать ненависть и конфронтацию».
О возмущении новой риторикой самой большой религиозной организации мира заявил и глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу: «Абсолютно невозможно согласиться с заявлениями папы, ведь те далеки и от исторической реальности, и от юридической стороны вопроса». Чавушоглу повторил выводы главы кабинета: «Религиозные лидеры не должны провоцировать ненависть безосновательными утверждениями».
Возможный конфликт между Святым престолом и Турцией представляет немалое значение потому, что Анкара является важным партнером для Ватикана. В малоазиатском государстве находится резиденция ближайшего союзника папы в восточнохристианском мире – Константинопольского патриарха Варфоломея. В ноябре 2014 года Франциск прибыл с визитом в Турцию на встречу с Варфоломеем. Тогда же глава Католической церкви виделся и с Эрдоганом. В те дни оба лидера, несмотря на расхождения, демонстрировали готовность к сближению. Понтифик, критиковавший «усталость» Европы и ее жестокость к мигрантам, выступал созвучно турецкому лидеру, пусть и по другим причинам, но говорившему о том же.
Комментируя высказывания папы о геноциде, представитель турецкого правительства на условиях анонимности сказал New York Times, что в Анкаре обеспокоены и озадачены произошедшим. «Заявление понтифика неожиданное и разочаровывающее, особенно потому, что следует за его призывом к диалогу от ноября прошлого года. Речь идет об односторонней оценке событий, в которой признаются страдания христиан и игнорируется то, что претерпели мусульмане».
Будущее покажет, поставит ли нынешнее заявление папы крест на возможном ватикано-турецком сближении. В то же время укрепятся позиции папы Франциска как религиозного лидера, пользующегося уважением среди тех, кто не относится к числу его единоверцев. В значительной степени это случится потому, что признание армянского геноцида стало частью европейской и американской политической корректности. В нулевые годы Евросоюз де-факто потребовал от Турции принять на себя историческую вину за события 1915–1918 годов. Тогда же во Франции отрицание армянского геноцида было объявлено уголовным преступлением. в этих условиях признание папой вины турок и масштаба совершенных ими преступлений обречено на всеобщее одобрение.
Между тем в Ватикане, по-видимому, готовятся использовать признание геноцида, чтобы привлечь внимание к современным проблемам христианского Ближнего Востока. После завершения литургии понтифик направил открытое обращение армянам, в котором сравнил пережитые теми страдания с массовыми убийствами христиан, происходящими в наши дни.
В Ватикане без устали повторяют, что мировое общественное мнение безразлично к судьбе христианских меньшинств или, более точно, к сохранению их общин на Ближнем Востоке. Государства Запада, как утверждают католические лидеры, готовы предоставлять помощь беженцам и в том числе принимать их у себя, но не отказываются от поддержки умеренных исламистов, при власти которых выживание христианских меньшинств на Ближнем Востоке проблематично.