По словам Руслана Бальбека (справа), Сергей Аксенов (в центре) передает все мечети полуострова муфтию Эмирали Аблаеву (слева). Фото с официального сайта правительства Республики Крым
«По решению главы Крыма все мечети будут переданы Духовному управлению мусульман Крыма», – заявил 25 марта на встрече с турецкой делегацией, состоящей из представителей бизнеса и политиков, заместитель председателя Совета министров Республики Крым Руслан Бальбек. Как можно понять из этого заявления, к годовщине «крымской весны» власти полуострова решили оставить в правовом поле единственное религиозное объединение местных мусульман.
Отметим, что для построения вертикали духовной власти была выбрана исламская организация, год назад вместе с Меджлисом крымско-татарского народа выступавшая за сохранение Крыма в составе Украины и резко оппонировавшая политикам, находящимся ныне у власти в Симферополе. На митингах, проходивших в январе-феврале 2014 года в столице Крыма в поддержку евроинтеграции и единства Украины, выступал глава Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) Эмирали Аблаев.
Однако год спустя, 19 февраля с.г., Аблаев заявил, что «за последние 200 лет такого позитивного отношения к муфтияту со стороны власти, как сейчас, не было» и что «правительство делает все необходимое» для того, чтобы его муфтият «получил правоустанавливающие документы более чем на 300 мечетей». Заявление муфтия прозвучало на встрече с представителями Меджлиса, организации, которая выступает в тесном союзе с ДУМК не только юридически, но и на практике, как отметил «НГР» доцент кафедры политических наук и международных отношений Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского, член Общественной палаты Республики Крым Андрей Никифоров. Согласно Уставу ДУМК 2001 года, действовавшему вплоть до самого недавнего времени, возглавляющий его «муфтий в своей деятельности руководствуется решениями Курултая мусульман Крыма, совета ДУМК, а также Меджлиса крымско-татарского народа». По оценке Никифорова, в этом альянсе «Меджлис выглядел как главный партнер, поддерживая и помогая ДУМК в стремлении монополизировать мусульманское пространство на полуострове, которое всегда было неоднородным». «Были общины, которые не признавали Духовное управление мусульман Крыма, ряд из них был ориентирован на Духовное управление мусульман Украины, некоторые не ориентировались ни на какие муфтияты, – говорит Никифоров. – По отношению к этим структурам применялась тактика натравливания властей – их всех скопом обвиняли в ваххабизме».
Аргумент борьбы с радикализмом активно используется и сейчас: объясняя решение передать ДУМК все мечети полуострова, Руслан Бальбек заявил, что это делается, чтобы предотвратить «возможность различным радикальным течениям участвовать в рейдерских захватах культовых сооружений».
Ранее в конкуренции с ДУМК участвовал Духовный центр мусульман Крыма. На основе этого объединения 21 августа 2014 года был создан Таврический муфтият во главе с Русланом Саитвалиевым. В интервью «НГР» (от 03.09.14) Саитвалиев сообщил, что Таврический муфтият заключил договор о взаимодействии с Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ) России. Также, как сообщает сайт Таврического муфтията, 16–18 марта с.г. его делегация посетила Грозный и «провела встречу с муфтием Чеченской Республики, в ходе которой обсудили нынешнее положение в Крыму и дальнейшее сотрудничество».
Первоначально республиканские власти были готовы взаимодействовать с новым муфтиятом, позиционировавшим себя как «пророссийская» организация – в пику ДУМК. «Кто-то создает аналогичную организацию? Российское законодательство не запрещает создавать любые организации религиозного толка», – так 6 сентября 2014 года глава Республики Крым Сергей Аксенов отреагировал на звучавшие в адрес Таврического муфтията претензии по поводу того, что новая организация «раскалывает мусульман» на полуострове. «Посмотрим, может, они заслужат какое-то уважение», – добавил Аксенов. Однако уже спустя полтора месяца его позиция изменилась. «Единственным знаковым органом, уважаемым, авторитетным, который все время несет службу в части почитания ислама на территории Крыма, является Духовное управление мусульман Крыма», – заявил Аксенов 17 октября 2014 года в эфире крымско-татарского телеканала ATR.
Глава республики тогда же заявил, что власти «готовы оказать муфтияту (ДУМК. – «НГР») помощь и законодательное сопровождение процесса освобождения мечети» Хан-Джами в Евпатории, крупнейшей на полуострове, община которой в августе 2014 года ушла в Таврический муфтият.
То, что 17 февраля с.г. Евпаторийский городской суд вынес вердикт по делу в пользу ДУМК, многие расценили как свидетельство того, что муфтий Аблаев «попал в фавор» к власти. Тем более, что, как рассказал «НГР» муфтий Саитвалиев, власти ни разу не посетили проводимые его общинами мероприятия.
27 февраля с.г. крымские СМИ сообщили, что ДУМК получил правоустанавливающие документы для деятельности по российским законам. «Я не исключаю, что благодаря в том числе и однозначной позиции крымских властей в поддержку ДУМК», – отметил лидер партии «Милли Фирка» Васви Абдураимов в разговоре с корреспондентом «НГР», указав на то, что при этом «Таврический муфтият не зарегистрировали». «Позиция крымских властей по монопольной поддержке ДУМК определяется не объективной оценкой состояния исламского сообщества Крыма, – сказал Абдураимов, – а исключительно, во-первых, чиновничьей логикой (с одной организацией проще взаимодействовать. – «НГР») и, во-вторых, подсказкой со стороны председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина». 14 октября 2014 года Аксенов принял делегацию муфтиев во главе с Гайнутдином.
«Разворот» крымских властей в сторону ДУМК может быть также связан с их попытками, как сообщил «НГР» Андрей Никифоров, «перезагрузить Меджлис, найти в нем точки опоры и выявить лояльных людей». «Властями была принята концепция по «перековке» Меджлиса в пророссийскую организацию, – подтверждает Абдураимов. – Поэтому они и начали заигрывания с ДУМК и его лидером Эмирали Аблаевым». Однако, как считает глава «Милли Фирка», эта идея изначально обречена на неудачу, потому что муфтий ДУМК «тесно предан Мустафе Джемилеву», возглавлявшему Меджлис в 1991–2013 годах, а ныне находящемуся в Киеве и ставшему советником Петра Порошенко по делам крымских татар. Ранее Абдураимов предлагал иную схему построения на полуострове нового духовного управления мусульман: «Сначала зарегистрировать местные общины – их на начало 2014 года было около 400, а потом помочь им провести объединительный съезд, создать единое духовное управление и избрать его главу». «Мечети принадлежат местным мусульманским религиозным общинам и именно они вправе выбирать, с кем им работать и как развиваться, – заявил «НГР» муфтий Саитвалиев. – Поэтому я считаю заявление Бальбека грубейшим нарушением и незаконным вмешательством госчиновников в деятельность религизных организаций». Однако власти Крыма решили пойти другим путем, сотрудничая только с одной из уже существующих на полуострове исламских структур.