0
4894
Газета Интернет-версия

18.03.2015 00:01:00

Фергюсон попал в «золотые руки»

Тэги: бен карсон, митт ромни, барак обама, президентские выборы сша 2016, протестанты, адвентисты, консерваторы, республиканцы, демократы, избиратели, выборы, фергюсон, расовое противостояние, obamacare


бен карсон, митт ромни, барак обама, президентские выборы сша 2016, протестанты, адвентисты, консерваторы, республиканцы, демократы, избиратели, выборы, фергюсон, расовое противостояние, obamacare Бен Карсон обещает вернуть Америку к иудео-христианской традиции. Фото Reuters

В США началась гонка за право стать кандидатом в президенты США на выборах 2016 года. Соцопросы уже фиксируют несколько фаворитов от Республиканской партии: Митт Ромни, проигравший в 2012 году Бараку Обаме, и Джеб Буш, брат Джорджа Буша-младшего, правившего страной в 2000–2008 годах. Оба они – выходцы из влиятельных и богатых семей, ранее представленных во власти, так что их популярность не вызывает удивления. Еще один кандидат, при этом первый, 3 марта, официально вступивший в гонку – человек иного происхождения и статуса.

Бенджамин (Бен) Карсон – талантливый нейрохирург (правда, врачебную карьеру он уже закончил). О нем в 2009 году в Голливуде сняли фильм «Золотые руки». Кинолента рассказывает о том, как чернокожий мальчик из бедной детройтской семьи благодаря своей любви к чтению и учебе окончил Йельский университет и медицинскую школу Университета Мичигана и приобрел мировую известность, работая в Детском центре больницы Джонса Хопкинса в Балтиморе. В 2008 году президент Буш-младший отметил его высшей гражданской наградой США – президентской медалью свободы. Одним словом, он – живое воплощение американской мечты, «свой» и для простых жителей Штатов, и для образованных кругов.

Безусловно, это объясняет популярность Карсона, которую CNN 3 декабря 2014 года назвала «политическим феноменом». Когда в ноябре 2013 года Карсон вступил в ряды Республиканской партии и социологи стали задавать американцам вопросы, готовы ли они на выборах поддержать политика (ранее никогда в них не участвовавшего), оказалось, что тот входит в тройку фаворитов по списку Республиканской партии. Согласно опросу, проведенному 21–23 ноября 2014 года CNN и ORC International, за Ромни были готовы проголосовать 20% респондентов, а за Карсона – 10%! Джеб Буш с 9% занимал третье место. По результатам опроса Куиннипэкского университета от 18–23 ноября 2014 года Ромни набирал 19%, Буш – 11%, Карсон – 8%. Расхождение между Бушем и Карсоном находится в пределах статистической погрешности, составляющей при опросах 3–4%. Как же пенсионер-нейрохирург оказался способным успешно соперничать с представителем династии Бушей, за которой стоит поддержка как крупного бизнеса, так и республиканских истеблишмента и медиа?

Бен Карсон – член Церкви адвентистов седьмого дня, принимающий активное участие в жизни своей деноминации. Так, в июле 2013 года он выступал на Молодежном конгрессе адвентистов в Претории (ЮАР). В феврале того же года на Национальном молитвенном завтраке в Белом доме Карсон подверг резкой критике политику Обамы в области здравоохранения и налогов, что привлекло к нему внимание массмедиа страны. «Бена Карсона – в президенты!» – гласила редакционная статья Wall Street Journal от 8 февраля 2013 года.

Карсон продолжил свои гневные выступления с трибун консервативных объединений США, а затем стал лицом кампании «Спасем наше здравоохранение», запущенной в Интернете консервативным фондом American Legacy. За 2014 год под этой петицией подписались 600 тыс. человек, а Карсон стал узнаваемым как оппозиционер администрации Обамы, которую он прямо сравнивает с нацистским режимом в Германии. Как отметил 2 декабря 2014 года новостной редактор U.S. News Джозеф Уильямс в своей колонке на сайте издания, «чернокожий республиканец позиционирует себя как предпочтительного кандидата для евангеликов – и как анти-Обаму для всех прочих».

Соцопрос Public Policy Polling, опубликованный 25 февраля с.г., показал, что Карсон, привлекая к себе симпатии в среднем 35% опрошенных, при этом получил поддержку 68% респондентов, причисляющих себя к «очень консервативным», и 41% тех, кто «скорее консервативен». В то же время Джебу Бушу симпатизируют лишь 33% «очень консервативных», а 41% этой аудитории он отталкивает (для сравнения – к Карсону негативно настроены лишь 3%). Карсон – самый популярный в этой нише кандидат, к которому близко стоит разве что бывший губернатор штата Арканзас Майк Хаккаби (у него здесь 66% «за» и при этом 17% «против»). Хаккаби, кстати, начиная с 1974 года служит баптистским пастором и даже возглавлял в 1989–1991 годах, накануне вхождения в исполнительную власть, Союз баптистов Арканзаса. А ультраконсервативные протестанты со времен Рейгана – одна из основ электората Республиканской партии. Им на душу ложатся заявления Карсона вроде того, что сделано 7 января с.г. «7 каналу» израильского телевидения: «В моих силах – помочь американцам разобраться, какой именно страной должна быть Америка. Она должна быть страной, где в духе подлинных иудео-христианских традиций искренне сопереживают страданиям других людей».

Кроме того, Карсон – один из любимцев «Чайной партии», движения, возникшего в 2010 году после победы Обамы и близкого к правому крылу Республиканской партии. Совместный соцопрос CNN и ORC International показывает интересную разницу в электорате Карсона и Буша. В случае, если Митт Ромни отсутствовал бы в избирательных бюллетенях, Буш набрал бы 14%, но при этом 20% из числа избирателей-республиканцев и 7% из числа независимых избирателей, а Карсон при результате в 11% получил бы поддержку 6% республиканцев и 15% независимых. Он был для «Великой старой партии» несистемным кандидатом, но своим для правых активистов из «Чайной партии», которые на дух не переносят Бушей, «предавших», по их мнению, идеи «консервативной революции Рейгана». Но в феврале с.г., судя по данным опроса Public Policy Polling, ситуация кардинально изменилась: Карсону симпатизировало 52% республиканской аудитории против 44% у Джеба Буша, при том, что бывший нейрохирург по-прежнему решительно обходил своего оппонента среди аудитории независимых (36% против 24%). Аналогичной популярностью среди республиканской аудитории мог похвастать в феврале лишь тот же Майк Хаккаби (59%). Судя по всему, тут важную роль сыграло позиционирование Карсона как религиозного и социального консерватора и его встречи на протяжении многих месяцев с местными организациями подобного толка в провинции. Так, 22 ноября 2014 года Карсон выступил в Айове перед 900 участниками местной влиятельной социальной консервативной организации Family Leader, и, как отметил ее президент Боб Вандер Плэтс, приезжий политик «был очень хорошо, даже с энтузиазмом принят» его соратниками.

Похожая ситуация сложилась накануне президентских выборов 2012 года, когда значительную поддержку консервативного электората получил выдвинувший свою кандидатуру чернокожий пастор-баптист и успешный бизнес-управленец Герман Кейн, также борец за «сохранение иудео-христианской идентичности» Штатов (см. «НГР» от 20.07.11). Что интересно и не вполне укладывается в стереотипы, особую популярность чернокожий кандидат имел среди белых евангелических христиан Юга – для них мировоззрение давно уже важнее расовой принадлежности. В 2012 году Кейн досрочно сошел с гонки из-за обвинений в сексуальных домогательствах, и его электорат вынужденно голосовал за разных кандидатов, например в январе 2012 года в Южной Каролине за Ньюта Гингрича, наголову разбившего здесь Митта Ромни (Гингрич, кстати, является сопредседателем фонда American Legacy, в прошлом году широко пиарившего Карсона).

В этот раз чернокожий республиканец-консерватор может попытаться успешно выступить на республиканских праймериз. Тем более что расовый вопрос в этот раз явно будет куда более острым и важным на президентских выборах после событий в Фергюсоне. Либеральная пресса сразу же объявила убийство местного юноши полицейским как совершенное из расистских мотивов, хотя по итогам официального расследования выяснилось другое. Зато будированием расовой темы удалось спровоцировать массовые выступления чернокожих сначала в самом Фергюсоне, а затем и прочих крупных городах Штатов, включая мощный марш, заполнивший центральные улицы Нью-Йорка 14 декабря 2014 года. Следствием разжигания эмоций среди афроамериканцев, являющихся одной из основных электоральных групп демократов, стали поджоги магазинов и полицейских машин в Фергюсоне, а затем убийство 20 декабря 2014 года двух стражей порядка в Нью-Йорке, совершенное чернокожим уголовником Исмаилом Бринсли.

Только чернокожий кандидат, выросший в бедной семье и всего добившийся в жизни сам, может нелицеприятно поставить вопрос о расовых проблемах. «Если я буду баллотироваться на пост президента, то это будет потому, что я знаю, каково расти в неблагополучном районе и чувствовать себя брошенным обществом, – заявил Карсон в видеообращении о вступлении в президентскую гонку. – Если я буду участвовать в выборах, то это будет потому, что я знаю по своему опыту, что качественное образование – это лестница, позволяющая вырваться из бедности». Как он ранее говорил, расизм – проблема существующая, но не настолько фатальная, чтобы объявлять ее главной при разрешении проблем меньшинств. «Это словно глоток свежего воздуха, когда он говорит о том, что не будет политкорректен и не будет подвергаться давлению «полиции политкорректности», что он будет говорить о том, о чем действительно нужно сказать», – поделился впечатлением о встрече с Карсоном глава Family Leader Боб Вандер Плэтс. После волнений в Фергюсоне Карсон заявил в выступлении на Salem Radio Network, что «ситуация в этой сфере была лучше до избрания нынешнего президента и ухудшилась из-за его повышенного внимания к расовой тематике» с целью закрепить афроамериканский электорат за Демократической партией.

Поддержка Карсона среди афроамериканцев, по данным февральского опроса Public Policy Polling, составляет 32% при антипатии 23% (для сравнения, у Джеба Буша 16% «за» и 67% «против»). По симпатиям в этой группе его обходит с 38% только губернатор Нью-Джерси Кристофер Кристи, впрочем, и антипатию тот вызывает у 55% чернокожих избирателей. Правда, в борьбе с наиболее вероятным кандидатом в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон шансы Карсона пока что невелики. Клинтон пользуется поддержкой 79% афроамериканцев, и, выбирая между ней и Карсоном, 83% из них отдали бы голос за губернатора Нью-Йорка и лишь 8% за чернокожего политика. Однако для республиканских кандидатов у Карсона в борьбе за голоса афроамериканских наилучший результат.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
621
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
883
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1030
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
2983

Другие новости