Соглашение подписано президентами организаций, но не главными раввинами. Фото c сайта www.keroor.com
Федерация еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) – две крупнейшие иудейские централизованные организации страны – подписали 27 февраля с.г. соглашение, в котором заявили о «неприятии конфликтов» между собой. В тексте декларации говорится об «уважительных» и «братских» взаимоотношениях между двумя объединениями. «НГР» предприняли попытку выяснить, как на деле будут реализовываться достигнутые договоренности.
Как рассказал в интервью нашему изданию глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, предложение по сближению было выдвинуто президентом КЕРООР Олегом Малисом. «Господин Малис выступил с такой инициативой, мы с удовольствием поддержали. Есть искореженное представление о некоем ужасном многолетнем конфликте между двумя еврейскими организациями. Это ни на организационном, ни на лидерском уровне правдой не было никогда. И то, что Малис решил зафиксировать это для широкой публики, вполне могло быть признано обеими сторонами и раньше», – заявил Горин. Отметим, что Олег Малис является братом президента «Евросети» Александра Малиса, а потому, вероятно, обладает необходимым финансовым ресурсом для объединительных проектов.
Вместе с тем, как подчеркивают и в КЕРООР, и в ФЕОР, сближение между организациями не означает стремления к институциональному единству. Ни объединенного съезда раввинов России, ни избрания признанного обеими организациями главного раввина нашей страны в ближайшем будущем не ожидается. Вице-президент КЕРООР по связям с государственными и общественными организациями Зиновий Коган заявил в интервью «НГР», что избрание общего с ФЕОР духовного лидера входит в противоречие с устройством организации, которую он представляет.
«Наши взаимоотношения – это здоровая конкуренция», – сказал Коган. Тем же словом, чтобы охарактеризовать положение дел, воспользовался и Борух Горин. «Конкуренция приводит к улучшению качества, это известно еще из Талмуда», – заявил представитель ФЕОР.
О крайней осторожности обеих сторон, принимающих участие в сближении, свидетельствует то, что они не намерены отказываться от споров в имущественном вопросе. Совместная повестка у обеих организаций будет строиться вокруг благотворительных проектов – помощи неимущим, заключенным и содействия книгоизданию. В беседе с корреспондентом «НГР» обе стороны затруднились точнее обозначить контуры предполагаемого сотрудничества.
Стоит отметить, что даже договоренности по ограниченному кругу вопросов даются КЕРООР и ФЕОР с явным трудом. Президент ФЕОР Александр Борода отказался комментировать соглашение. В процессе подготовки и подписания документа не принимал участия главный раввин России по версии КЕРООР Адольф Шаевич, как он сам сообщил нашему изданию.
Между тем, как считает Зиновий Коган, сближение обеим организациям необходимо: «Молодежь, глядя на нас, все чаще пожимает плечами и отказывается выбирать. Получается так, что она не ходит ни к нам, ни к ФЕОР». Религиозный деятель называет подписанную в феврале декларацию «испытанием на дружелюбие наших раввинов». «И дай Бог, чтобы добрые слова не оставались только на бумаге», – говорит он.
Напряженные взаимоотношения между обеими организациями восходят к началу 2000-х годов, в прошлом у обеих конфликты из-за синагоги на Поклонной горе и в Отрадном. Столкновения из-за последней вызвали, пожалуй, самую резкую конфронтацию между иудеями Москвы. «Поведение главного раввина России по версии ФЕОР Берла Лазара противоречит духу Торы и копирует акции криминальных структур. Привнесение обычаев и методов эпохи дикого капитализма не имеет прецедентов в истории еврейской жизни России», – заявили в КЕРООР после того, как культовый комплекс оказался в руках конкурентов.
В 2004 году ФЕОР выступила с инициативой объединения двух организаций с целью создания единой еврейской общины России, но натолкнулась на неприятие этой инициативы в КЕРООР, где конкурентов называли представителями нетрадиционных для России течений в иудаизме (подробнее в «НГР» от 15.03.06). В КЕРООР с охотой развивали именно эту тему. Так, Адольф Шаевич упрекал Берла Лазара, что тот был избран главным раввином России голосами иудеев – граждан США и называл это непатриотичным. «Главного раввина России должны избирать россияне!» – заявил тогда духовный лидер КЕРООР.
Экс-президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Евгений Сатановский заявил тогда же в интервью «НГР», что никакое объединение двух еврейских организаций России в принципе невозможно, а речь может идти исключительно о «координации усилий». Согласно утечкам в СМИ, помощь проекту объединения двух организаций собирался оказать президент КЕРООР предприниматель Аркадий Гайдамак, но его участие не смогло переломить противоречий в иудейском сообществе.
Зиновий Коган в разговоре с корреспондентом «НГР» предложил не придавать чрезмерного значения теологическим расхождениям между ФЕОР и КЕРООР, но и не рассчитывать, что серьезное сближение в обозримом будущем достижимо. «Раввинам ФЕОР, среди которых много честолюбивых людей, получивших образование в Израиле, нужно учиться у простых российских евреев», – заключает он.
Адольф Шаевич в интервью «НГР» заявил, что сан главного раввина в современной России не имеет смысла. «Этот институт возник в конце 1980-х по рекомендации Совета по делам религии СССР. Тогда шла перестройка, были подняты вопросы возвращения зданий. Но никакого объединения у иудеев не было, все общины были сами по себе. Синагога, в которой я служил, неофициально признавалась за главную, и так же неофициально мы опекали других, получали предметы культа, литературу и рассылали по стране. И когда возникла необходимость контактировать с государственными органами по вопросу о принадлежности зданий, я ходил с этими просьбами от имени всех общин, а мне отвечали, что представлять их я не имею права. А потом наверху сами же посоветовали создать объединение. Так я стал главным раввином СССР и оставался в этом положении в течение двух лет. А сегодня все это не имеет значения. Лучше и проще создать совет раввинов. И вот еще что, главный раввин для традиционного иудаизма – нехарактерная фигура». «Никогда в России не было главных раввинов», – добавил Шаевич.