0
4059
Газета Интернет-версия

18.03.2015 00:01:00

Мусульмане России хотят создать «академию фетв»

Тэги: совет муфтиев россии, равиль гайнутдин, вячеслав али полосин, духовное управление мусульман дагестана, татарстан, камиль самигуллин, центр имама шамиля в москве, мечеть, исламская академия, фетвы


совет муфтиев россии, равиль гайнутдин, вячеслав али полосин, духовное управление мусульман дагестана, татарстан, камиль самигуллин, центр имама шамиля в москве, мечеть, исламская академия, фетвы Участники II Конгресса религиозных деятелей Северного Кавказа поддержали предложение о создании Исламской академии в российской столице. Фото с сайта www.daggum.ru

Председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) Камиль Самигуллин отметил востребованность единого богословского совета, который на регулярной основе издавал бы религиозные постановления для мусульман России. «На сегодняшний день отсутствует единый общероссийский центр подготовки и издания фетв», – заявил он на заседании пленума ДУМ РТ 3 марта с.г. По словам татарстанского муфтия, существует «острая необходимость вынесения фетв, соответствующих тем реалиям, в которых проживают мусульмане России, в частности татары». Он предложил «усилить работу совета ученых ДУМ РТ и изменить формат его работы», введя в него новых членов из числа известных исламских деятелей, в том числе бывших муфтиев Татарстана, и «создать специальный сайт, где люди смогут знакомиться с решениями мусульманских ученых и задавать вопросы». Аналогичные интернет-ресурсы популярны за рубежом.

Идея создания некоей «академии фетв» в последнее время обсуждается и другими исламскими деятелями страны. 30 сентября 2014 года председатель Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) Ахмад Абдуллаев адресовал лидерам российской уммы «Обращение к муфтиям всех регионов России» (копия имеется в распоряжении «НГР»). Муфтий Дагестана указывает, что «все больше и больше обостряется проблема радикализма и экстремизма с использованием лозунгов ислама», а «причиной распространения этой разрушительной идеологии является низкий уровень просвещенности молодежи в вопросах религии». По его мнению, одним из действенных инструментов в борьбе с этим явлением, «по которому ведется работа в Татарстане и Башкортостане, является создание Российской академии исламских наук… серьезного исламского научного центра, который станет основой для духовно-нравственного и патриотического воспитания российских мусульман». Как считает муфтий Абдуллаев, такая академия «в России должна быть одна, находиться в Москве и иметь собственную материально-техническую базу, поддержку государственных органов», а «от Дагестана в реализации этого проекта готовы участвовать отдельные меценаты, фонды и квалифицированные ученые». К письму прилагается проект устава и обоснование проекта исламского учреждения.

2 декабря 2014 года в Махачкале прошел II Конгресс религиозных деятелей Северного Кавказа, организованный ДУМД и Комитетом по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан. Главный специалист-эксперт республиканского ведомства по делам религий Мухаммад Абдулмуслимов сообщил собравшимся, что «идея создания исламской академии для нас – насущная необходимость для сохранения и развития традиционной научной школы», потому что богословам «нужно вырабатывать единые подходы к получению и распространению знаний, подготовке духовных работников». «Для достижения этих целей, – сказал сотрудник Дагкомрелигий, – необходимо создание серьезной научной организации, мы предлагаем учредить Российскую академию исламских наук – усилиями духовенства всех регионов России, в которых компактно проживают преимущественно мусульмане, при содействии органов государственной власти, российского и международного научного сообщества. Абсолютно солидарны с мнением муфтия Дагестана… что академия должна располагаться в столице нашей великой страны, городе Москве».

Абдулмуслимов сказал о представителях исламского духовенства Северного Кавказа: «Со многими из них мы (очевидно, он и другие сотрудники Дагкомрелигий. – «НГР») неоднократно обсуждали этот вопрос, в котором я получал понимание и поддержку». Он также сообщил, что «ездил в Москву, провел ряд встреч, на которых тоже получал понимание и поддержку, в том числе и с нашими (от республик Северного Кавказа. – «НГР») депутатами Государственной думы, которые готовы всячески поддержать и оказать содействие реализации этого проекта».

Из дальнейших слов сотрудника Дагкомрелигий следовало, что уже проработаны детали проекта. Абдулмуслимов предложил собравшимся муфтиям ознакомиться с буклетом, где был опубликован «ситуационный план земельного участка в городе Москве, который был предоставлен и зарезервирован за Обществом имени имама Шамиля, где планировалось строительство мечети и академии». Как сообщил чиновник, согласно документам, авторов проекта обязали обеспечить «благоустройство парка в 4 гектара у Владимирского пруда (в районе Перове на востоке Москвы. – «НГР») как условие выделения 67 соток земли под строительство мечети и академии». Однако в силу некоторых обстоятельств строительство там так и не началось.

Чиновник упомянул о поддержке того проекта со стороны первого президента Чечни Ахмада Кадырова, погибшего 9 мая 2004 года, из чего можно сделать вывод, что строительство исламского комплекса в Перово задумывалось в первой половине нулевых годов. Судя по всему, речь идет о планах строительства мечети имени имама Шамиля у станции метро «Шоссе Энтузиастов», вызвавших в 2005 году протест местных жителей и православных организаций. «В 15 минутах езды от Кремля планируется воздвигнуть гигантский комплекс, включающий в себя мечеть, медресе, учебный центр и т.д., – говорилось в сообщении, опубликованном 19 декабря 2005 года на сайте «Русская линия». – По информации, полученной из мэрии Москвы, Лужков уже подписал распоряжение о выделении для этих целей обширного участка земли прямо у станции метро «Шоссе Энтузиастов». В роли заказчика выступает некая исламская «религиозная организация имени Шамиля». Так как жители окрестных домов тогда собрали значительное количество подписей, согласованный, по словам Абдулмуслимова, местными депутатами проект был на время положен под сукно.

С тех пор, судя по сообщениям в СМИ, не раз предпринимались попытки вернуться к строительству Центра имама Шамиля. В 2007 году с такой инициативой выступил Совет муфтиев России (СМР) во главе с Равилем Гайнутдином (см. «НГ» от 15.06.07). 17 декабря 2012 года газета «Известия» вновь процитировала заявление Гайнутдина о том, что в Москве «мечеть будет в Бутове, в Люблине, где у нас есть Московский исламский университет, и на шоссе Энтузиастов, там мы планируем построить также исламский культурный центр». Впрочем, этот проект так и не удалось реализовать, в числе прочего, очевидно, из-за опасений протестов местных жителей. Но, как отметил 2 декабря 2014 года Абдулмуслимов, он и его коллеги продолжают наблюдать за этим участком, который до сих пор «не застроен, как будто ждет нас». Он обратился к муфтиям, присутствовавшим на II Конгрессе религиозных деятелей Северного Кавказа, предложив им «принять обращение к президенту Российской Федерации, к мэру Москвы Сергею Собянину и главам наших республик с просьбой о содействии… в выделении этого земельного участка».

Как сообщил «НГР» в декабре 2014 года заместитель председателя Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин, в прошлом являвшийся советником Гайнутдина и руководителем ряда проектов СМР, участниками конгресса в Махачкале «было высказано общее желание создать такую академию, но после соответствующей проработки» этой инициативы. «Если говорить о создании такой академии исламских наук, тем более российской, – объясняет Полосин, – то там должна быть четко проработана и прописана структура ее организации и работы, кадровый состав, перед тем как ее утверждать. И утверждать, конечно, не на региональной конференции, а на общероссийской или путем сбора подписей».

«До этого я сам предлагал рассмотреть такую идею, – добавил Полосин. – Я предложил тогда трехпалатную схему. Средняя палата – это собственно факихи (исламские богословы-законоведы. – «НГР»), занимающиеся фетвами, их 11 человек, из которых 9 могут быть россияне, а 2 – кто-то из известных иностранных ученых. Нижняя палата – это палата экспертов, где заседают мусульмане, одновременно являющиеся экспертами уже в других науках: истории, философии, филологии, политологии и т.д. Они должны выполнять подготовительную работу, готовить материалы по конкретным случаям и ситуациям, чтобы затем факихи могли вынести свое верное суждение. Верхняя палата – это палата муфтиев, которые решают, вводить фетву в силу или нет».

Таким образом, идея создания единого центра исламских законоведов с целью выработки религиозных постановлений звучит и в Москве, и на Северном Кавказе, и в Поволжье. Судя по всему, последнее слово в этом вопросе принадлежит государственным органам, которым предстоит решить, насколько целесообразно создание подобного центра. Ведь вопрос усложняется тем, что для совета законоведов просят выстроить комплекс зданий в российской столице.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
606
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
572
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
511
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
550

Другие новости