Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), довольно закрытая в информационном плане структура, за последнее время стала одной из самых обсуждаемых в украинских СМИ. Причиной этого послужила кончина ее предстоятеля митрополита Киевского и всея Украины Мефодия (Кудрякова) и, как следствие, возможный поворот в церковной политике. О ситуации в этой религиозной организации, межправославных отношениях, роли государства в жизни Церкви украинский журналист Анатолий ХЛИВНЫЙ беседовал с местоблюстителем предстоятельской кафедры УАПЦ митрополитом Львовским Макарием (МАЛЕТИЧЕМ).
– Ваше высокопреосвященство, сейчас идет подготовка к Архиерейскому собору. Какие вопросы будут на него выноситься? Выборы нового предстоятеля Церкви или, может быть, будет рассматриваться недавний призыв патриарха Филарета (Денисенко) к объединению УАПЦ с Украинской православной церковью Киевского патриархата?
– До 40 дней после кончины митрополита Мефодия мы ничего не будем решать. 40 дней приходится на Чистый четверг (9 апреля. – «НГР»). Отпразднуем светлое Христово Воскресенье, и уже после этого будет собираться Архиерейский собор, который определит дату Поместного собора. Речь идет только о выборах нового предстоятеля Церкви. И уже когда он будет избран, то во главе с архиереями и будет рассматривать вопрос об объединении. Я убежден, что такое объединение нужно. И объединяться нужно не только Киевскому патриархату и УАПЦ. Нам нужно работать, убеждать архиереев также УПЦ МП (Украинской православной церкви Московского патриархата. – «НГР»), чтобы в Украине появилась поместная Церковь. Это я говорю как украинец, потому что понимаю, что это укрепит Украину.
– Тема объединения православия в Украине возникает уже не первый раз, но подойти основательно к преодолению разделения за все годы независимой Украины так и не удалось. Почему так происходит? И что нужно, чтобы сдвинуть с места этот процесс?
– Это действительно все проходит трудно. Но я считаю, что здесь нужно желание. Объединение будет, когда мы друг другу, не считая численности каждой Церкви, пойдем навстречу.
– Вы говорите, что нужно желание, чтобы объединиться. Но, кажется, желание преодолеть разделение выражают чуть ли не все православные верующие...
– На словах многие поддерживают. Но говорить мало. Необходимо желание в сердце, в душе. Потому что, если говорить об объединении, а желать присоединения, то...
– Вы намекаете на то, что личность патриарха Филарета является камнем преткновения на пути к объединению?
– Не хочу никого судить, но это не по-христиански. Не надо хитрить друг перед другом, заявлять о своем преимуществе перед другими. Перед последними парламентскими выборами (состоялись 26 октября 2014 года. – «НГР») я был на Пушкинской (на Пушкинской улице в Киеве находится резиденция главы Киевского патриархата. – «НГР»), разговаривал со святейшим патриархом Филаретом. Мы о многом говорили. Во время той беседы к патриарху были требования, которые ему не нравились. С некоторыми моими предложениями он согласился, на несколько промолчал. Я говорил от имени своей Львовской епархии, что не все священники просто так готовы перейти к Киевскому патриархату. В Львовской епархии 300 приходов. Половина, может, перейдет, а с другими что делать? Его святейшество говорит, что он может половину принять, а другие сами придут позже. Я был и остаюсь не согласным с таким подходом, потому что нужно говорить и убеждать всех. Я стоял и стою на том, что надо признавать собор УАПЦ 1990 года и вести от той даты историю, а не с 1992 года, как это теперь делает УПЦ КП. Я считаю, что для объединения стоит пойти на компромисс в вопросе названия Церкви, так, чтобы звучало и УАПЦ, и Киевский патриархат. А когда придет время, можно будет изменить на новое название, но сейчас стоит пойти на компромисс.
– В деле объединения украинского православия нельзя не упомянуть о Константинопольском патриархате, который считает себя Церковью-матерью Киева. Какова его роль в этом процессе?
– Большая. Без Вселенского патриархата не может быть объединения, если мы хотим прийти к признанию, влиться в семью православных Церквей всего мира. Если кто-то думает, что мы вот объединимся и нам безразличен Вселенский патриарх, то я считаю, что нет.
– В 2006 году во Львове должно было состояться открытие подворья Константинопольского патриархата. Его не удалось открыть. Если бы это произошло, дело с признанием Украинской церкви со стороны вселенского православия продвинулось бы?
– Любое общение, любой выход на Константинополь – это позитив. Почему этого не произошло? Я думаю, что и бывший президент Ющенко знает, другие, которые ему посоветовали, чтобы этого не было.
Пусть то будет на их совести. Некоторые говорили, что такое подворье должно быть в Киеве, но требовали, чтобы с ними сразу служили. Я такого не требовал. Все бы пришло со временем, не сразу, потому что если будем сразу требовать, то ничего не достигнем.
– Каким, по вашему мнению, должен быть алгоритм объединения и поиск признания со стороны вселенского православия? Возможно, например, объединение с УПЦ Канады и США, которые находятся под омофором Константинополя? Или стоит искать признания непосредственно у Вселенского патриарха?
– Сказать правду, есть разные варианты. Я считаю, что положительным сигналом со стороны Вселенской патриархии был недавний приезд в Украину представителей украинских Церквей из диаспоры, находящихся под омофором Константинополя. Они встречались и с епископатом УАПЦ. Покойный митрополит Мефодий на встрече с ними сказал, что с объединением православных ничего не выйдет. Я ему возразил. А к ним обратился с просьбой не быть равнодушными. Но я думаю, что нам самим, в Украине, нужно в первую очередь объединяться. Потому что если Константинополь должен признавать, то кого? В Украине есть три православные Церкви. Одного признать, двое будут недовольны. Двух признать, третий будет недоволен. Так что нужно, хоть и трудно, но дойти до какого-то понимания. Есть разные мнения и среди людей, и в руководящих органах, и внутри Церкви. Я считаю, что здесь еще нужна помощь на уровне государства: и Верховной рады, и президента.
– А не будет ли это вмешательством государства в дела Церкви? Ведь в Украине Церковь отделена от государства.
– Нет, почему? Церковь отделена от государства, но и политики, и церковники должны строить, укреплять свое государство. А укрепить государство можно через объединение Церквей. Но и у политиков не слишком видно желание этим заниматься. Например, я написал письма к народным депутатам от Львовщины с призывом инициировать сбор подписей к Вселенскому патриарху о признании Украинской церкви. Но, к сожалению, мало кто из них мне просто ответил, но и они сказали, что поддержали бы такое письмо, если кто-то другой его инициирует.
– А что в таком случае делать с церковной Москвой? Ведь РПЦ настаивает, что Украина ее каноническая территория, УПЦ, находящаяся в единстве с Московским патриархатом, – крупнейшая в Украине конфессия и т.п.
– С Москвой ничего не надо делать. Москва пусть сама себе живет. Нам самим в Украине нужно действовать.
– Со стороны епископов УПЦ МП, по крайней мере тех, кого причисляют к «проукраинскому» крылу, часто можно услышать заявления, дескать, сами верующие, как и в начале 1990-х годов, не готовы порвать в административном отношении с РПЦ и сегодня раскручивание темы автокефалии чревато новыми расколами. Так ли это, на ваш взгляд?
– Если считать время, то никогда не будет ко времени. Не могу сказать, готовы ли люди на Донетчине и Луганщине, но могу сказать, что они готовы на Николаевщине и Одесщине. Я как управляющий Таврийской епархией часто бываю на юге страны и вижу, что мышление людей меняется. И готовы не только Киевский патриархат и УАПЦ на Львовщине, но и УПЦ МП, готовы к объединению даже некоторые миряне-грекокатолики. Священникам самим нужно говорить с людьми, убеждать быть украинцами, вести богослужения, проповедовать по-евангельски, но что-то говорить людям об Украине. Это также наша обязанность как священнослужителей.
– Не могу не спросить о приходах УАПЦ, находящихся в Крыму. Де-факто полуостров находится под российской юрисдикцией, и, согласно законам России, религиозные организации должны пройти перерегистрацию. Приходы УАПЦ будут это делать?
– Насколько я знаю, там был один приход, но он с появлением россиян закрылся, а священник уехал. Так или иначе, но УАПЦ в Крыму в соответствии с российскими законами перерегистрироваться не будет.
От редакции. По сведениям «НГР», на территории Республики Крым до марта 2014 года находилось порядка 10 зарегистрированных общин УАПЦ.