Лидер УГКЦ Святослав Шевчук заявил, что Ватикан поддерживает политику его Церкви. Фото Reuters
«Я несколько дней назад вернулся из Ватикана, где мы встречались с папой Франциском. Позавчера (папе. – «НГР») было вручено письмо от президента Порошенко с приглашением, и он нам сказал, что приедет в Украину», – сообщил утром 23 февраля в эфире «5 канала» украинского телевидения глава объединенного межведомственного координационного центра по освобождению военнопленных при Службе безопасности Украины Юрий Тандит. Как в тот же день уточнил Gazeta.ua руководитель департамента информации Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) протоиерей Игорь Яцив, на встрече украинских епископов с папой Франциском, прошедшей в Ватикане 20 февраля, такое предложение озвучил верховный архиепископ Киевский и Галицкий Святослав Шевчук. «Папа Римский является главой государства Ватикан, потому протокол приглашения должен быть от представителей Католической церкви страны и от президента, – пояснил Яцив. – Официального решения Ватикан еще не принял, но оно может последовать в ближайшие дни». «Подготовка к визиту – очень длительный процесс», который может занять около года, добавил он. Однако, по словам представителя УГКЦ, «ввиду особенной благосклонности и беспокойства» об Украине не исключено, что для этой страны «сделают исключение и святой отец приедет быстрее». Другой участник встречи в Ватикане, римо-католический архиепископ Львова Мечислав Мокшицкий заявил 23 февраля на пресс-конференции в Риме: в ходе разговора с епископами понтифик «сказал, что подумает о посещении Украины». Пока что, как сообщил 23 февраля ТАСС заместитель руководителя службы печати Ватикана священник Чиро Бенедеттини, в обозримом будущем поездка в Незалежную в планах папы не значится.
Однако, как отметил «НГР» доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, специалист по современной истории Католической церкви Алексей Юдин, «именно личность папы Франциска в силу своей спонтанности и непредсказуемости дает возможность для реализации такого визита». «С Бенедиктом XVI это было бы невозможно, а с Франциском – вполне, есть шанс, – считает он. – Хотя история с подготовкой этого визита выглядит очень сложной, ведь ситуация в Украине далека от стабильности». «Визиты пап происходят обычно после очень тщательной подготовки, так, во время визита Иоанна-Павла II в Киев в 2001 году там были беспрецедентные меры предосторожности, вплоть до того, что канализационные люки заваривали. Между тем, в Украине сейчас идет война, – говорит профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, изучающий историю греко-католицизма в Украине в постсоветское время. – Хотя Франциск как раз из тех понтификов, которые могли бы и на определенный риск пойти». «Папа бывал в странах и с худшей ситуацией, например в Израиле, где постоянно теракты, но его это не испугало», – указал «НГР» директор Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) Тарас Антошевский. Но, как оговариваются все перечисленные эксперты, пока что вопрос о визите папы в Украину выглядит сугубо гипотетическим.
Посещение Войтылой в июне 2001 года Львова и Киева – единственный пример визита римских пап в Украину на протяжении всей ее истории. Не баловали ее своим вниманием папы даже в годы владычества здесь польских королей, насаждавших унию среди местных православных верующих. Приезд Иоанна-Павла II – в немалой степени заслуга тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы, который умело лавировал между Западом и Востоком. Подготовка к визиту понтифика к тому же шла в условиях жесткого политического противостояния на улицах Киева (стартовавшая в декабре 2000 года кампания «Украина без Кучмы», закончившаяся побоищем у администрации президента 9 марта 2001 года), и визит западной «суперзвезды», кем к тому времени, по сути, стал папа Войтыла, добавлял престижа действующей власти.
К испытанному Кучмой средству мог обратиться и нынешний президент Петр Порошенко, к концу февраля оказавшийся под огнем критики националистов из-за Минских соглашений и военного поражения под Дебальцевом. «Папа как представитель Запада в глазах многих украинцев выглядел бы неким символом евроинтеграции», – считает Петрушко. По его мнению, «для папы приехать сейчас – это значило бы достаточно определенно встать на сторону Порошенко, продемонстрировать солидарность с нынешним киевским режимом». Позицию Ватикана в украинском конфликте он считает более взвешенной, в отличие от деклараций украинских греко-католиков. «Упор на неполитические мотивации визита сейчас принципиально важен для Украины, – считает Юдин. – У папы Франциска есть ясно выраженная позиция, и он будет работать на общенациональные задачи Украины, а не поддерживать там «своих» (греко- или римо-католиков. – «НГР»), это давно уже не актуально».
Визит папы Иоанна-Павла II в 2001 году вызвал ажиотаж во Львове. Фото Эпсилон/PhotoXPress.ru |
Директор РИСУ считает иначе. «Для греко- или римо-католиков визит папы – большая поддержка», – отметил Тарас Антошевский. Подобное содержание папского визита видит и Петрушко, указывая на активную деятельность католиков восточного обряда на востоке и в центре страны, где строятся храмы в типично «суздальском» стиле. 2 апреля 2014 года сайт УГКЦ сообщил, что папа Франциск дал согласие на избрание первого епископа для нового Харьковского экзархата, тем самым, по сути, одобрив экспансию греко-католиков на восточные рубежи Украины (см. «НГР» от 16.04.14). При этом, как сообщил Антошевский, «за последние годы какого-либо роста числа греко-католиков в центре или на востоке Украины не фиксируется, как была одна община в Харькове, так и есть, не стало их больше и в Киеве». «Скорее, – считает он, – можно сказать, что больше (очевидно, в этих регионах. – «НГР») становится римо-католиков». Последнее – тенденция интересная. Ведь если греко-католики замкнуты в социальной нише потомков западных украинцев, расселившихся по прочим регионам страны, то католичество западного обряда может быть результатом индивидуального религиозного выбора абсолютно любого гражданина. Так что настойчивые попытки папы Франциска примирить 20 февраля на встрече в Ватикане греко- и римо-католический епископат Украины могут быть связаны не только с застарелой враждой поляков и украинцев во Львове, но и с более успешным расширением влияния «латинян» в регионах, где не столь успешными оказались католики восточного обряда.
Ранее расширение присутствия УГКЦ на востоке Украины и активная поддержка ее клиром майдана уже вызвала гневную реакцию со стороны РПЦ. «По сути, речь идет об очередном крестовом походе против православия», – заявил 4 апреля 2014 года американскому изданию National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Еще жестче высказался 14 августа 2014 года патриарх Кирилл в обращении к главам поместных православных Церквей: «Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим православием на Украине».
Папа Франциск постарался 20 февраля успокоить православных партнеров, призвав украинских единоверцев избегать заявлений, когда «речь идет о вопросах, которые отчасти имеют политическую основу и на которые» те «не призваны давать непосредственный ответ». Этого от Ватикана ожидают в РПЦ, например, подобные ожидания выразил секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей РПЦ иеромонах Стефан (Игумнов) в интервью «НГР» (см. номер от 01.10.14).
Однако, как заявил 23 февраля с.г. верховный архиепископ Святослав Шевчук информагентству Catholic News Service, за закрытыми дверями папа Франциск «не только приветствовал поведение наших епископов, но также и поощрил их и вновь подтвердил, что мы занимаем правильную позицию» в украинских событиях. «Мы рассказали ему о том, что Украина является жертвой агрессии соседнего государства, – добавил он, как сообщает сайт УГКЦ, на пресс-конференции, которую модерировал глава пресс-службы Святого престола священник Федерико Ломбарди. – Речь не идет о гражданской войне внутри нашего государства, но о прямой, хоть и не декларированной войне против украинского народа». В этой войне, по его словам, в качестве «мощного оружия» используется РПЦ, с которой, как утверждает Шевчук, УГКЦ якобы «в прошлом году очень пыталась наладить контакт, но услышала в ответ лишь тишину». 21 февраля римо-католический архиепископ Львова Мечислав Мокшицкий заявил Радио Ватикана: «Мы считаем, что… Россия должна понести большие издержки, чтобы она прекратила вооруженные действия». Судя по поведению греко-католических и римо-католических собеседников папы, Ватикан не только не намерен отказываться от участия в украинской политике, поддерживая одну из сторон, но и интенсифицировал этот процесс. Просто это стараются не особо афишировать: например, заявление Мокшицкого опубликовано в польской версии сайта Радио Ватикана и отсутствует в его русской версии.
Можно указать и на потенциально конфликтогенную декларацию, которая содержится в том же папском послании от 20 февраля. Уже в начале документа, опубликованного на интернет-ресурсах Ватикана, заявляется, что «Украина по праву считается пограничной землей между потомками Владимира и Ольги и потомками Адальберта и великих каролингских миссий, равно как и миссий, связанных со святыми апостолами славян Кириллом и Мефодием». Понтифик упомянул католические миссии среди славян в Восточной Европе, в том числе известный по западным хроникам визит из Германии епископа Адальберта в Киев. Как пишет сам Адальберт, продолжавший хронику Регинона Прюмского, в 959 году «королева русских Елена» (княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе) направила послов к германскому королю Оттону I, «прося дать для своего народа епископа и проповедников». Однако уже в 962 году Адальберт, по его словам, «назначенный епископом к русским, возвращается назад, ибо по делу, из-за которого его послали, он не смог ничего предпринять». При этом «некоторые из его людей были убиты на обратном пути, сам он спасся с большим трудом», из чего можно сделать вывод, что первая латинская миссия на Русь закончилась полным провалом. Но, видимо, в глазах Ватикана миссия Адальберта в Киев примерно равнозначна крещению Руси князем Владимиром в 988 году. Иначе говоря, католики могут исторически претендовать на земли современной Украины в той же степени, что и православные Церкви.
«То, что это обозначено в папском документе, заставляет задуматься», – отметил по данному поводу Юдин. Подобные заявления со стороны Ватикана, напомнил он, звучали в 1996 году к годовщине Брестской унии, но все же эксперт «не припомнит, чтобы так четко и резко была сформулирована» мысль о равенстве претензий католицизма и православия на Украину. Возможно, победа проевропейских сил в соседней стране придала деятельности Святого престола на этой территории новый импульс.
В РПЦ возможность приезда папы Франциска в Украину комментируют предельно сдержанно. «Насколько мне известно, это далеко не первое приглашение, которое адресовано папе со стороны украинского греко-католического епископата, однако, по имеющейся официальной информации такой визит не планируется», – заявил «НГР» секретарь по межхристианским отношениям ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов). Он сообщил, что ОВЦС ориентируется на заявление Чиро Бенедиттини от 23 февраля о том, что программа визитов папы на текущий год не предусматривает посещения Украины.