0
18495
Газета Интернет-версия

21.01.2015 00:01:00

Мусульман России мобилизуют против Запада

Тэги: рамзан кадыров, ислам, грозный, чечня, карикатурный скандал, Charlie Cebdo, Je suis Charlie, православие, северный кавказ, михаил ходорковский


рамзан кадыров, ислам, грозный, чечня, карикатурный скандал, Charlie Cebdo, Je suis Charlie, православие, северный кавказ, михаил ходорковский Каждый из миллиона мусульман на акции в Грозном зафиксировал свое негативное отношение к европейским представлениям о свободе высказывания. Фото Reuters

Миллионный марш в защиту пророка Мухаммеда – раньше такое Россия видела разве что по телевизору, в репортажах с Ближнего Востока. Центральная площадь Грозного рядом с мечетью «Сердце Чечни» и все прилегающие улицы 19 января были затоплены морем людей с плакатами, воздушными шариками и транспарантами, выражающими преданность основоположнику ислама и протест против карикатур на него. Таким оказался «наш ответ Чемберлену» – западным манифестациям под лозунгом «Je suis Charlie».

Расстрел 7 января исламистами «Аль-Каиды» редакции юмористического журнала Charlie Hebdo, неоднократно размещавшего в своих выпусках карикатуры на пророка Мухаммеда и провозгласившего себя «халифом» главу ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади, вызвали во всем мире массовые манифестации солидарности с пострадавшими под лозунгом «Я – Charlie». В Париже 11 января на улицы вышли 1,5 млн человек (в целом во Франции – 3,5 млн), во главе колонны шли президенты и официальные представители целого ряда держав, включая министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Вот только в самой России аналогичные акции остались уделом немногочисленных либеральных активистов. Некоторых из них за пикеты у посольства Франции задерживала полиция. Основание: «участие в несогласованном публичном мероприятии». Наша страна, а точнее, исламские ее регионы пошли по другому пути. Здесь состоялись акции протеста верующих против «святотатства».

«Мы… никому не позволим оскорблять пророка, – написал 12 января, после массовых акций во Франции, в своем аккаунте в Instagram глава Чечни Рамзан Кадыров. – Если мы до сих пор молчим, это не значит, что не сможем поднять во всем мире миллионы людей на марши протеста против тех, кто потворствует оскорблению религиозных чувств мусульман». Двумя днями позже он заявил через тот же интернет-ресурс: «Нами принято решение провести народную манифестацию с осуждением этих действий. По предварительным данным, в акции примут участие более 500 тыс. человек». Ближе к дате акции, намеченной на 19 января, Кадыров заявил, что «число демонстрантов может перевалить за миллион». Учитывая, что все население управляемой им республики, вместе с детьми и стариками, примерно равно этому числу, Кадыров пояснил, что в митинге примут участие и «жители… многих других субъектов РФ».

Действительно, в Грозный прибыли как жители северокавказских и поволжских республик, так и духовенство из других регионов. Делегацию Дагестана возглавили заместитель муфтия республики Магди Мутаилов и имам-хатыб махачкалинской Джума-мечети Мухаммадрасул Саадуев. Из Москвы прибыла делегация Совета муфтиев России во главе с Равилем Гайнутдином. К ним присоединились видные исламские деятели из-за рубежа. Как сообщила 18 января таджикская редакция Радио «Свобода», на акцию в Грозный отправился по приглашению Кадырова глава Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири. Официальные чеченские информагентства упомянули и о прибытии в Грозный аравийского шейха Хабиба Али Джифри, прямого потомка пророка Мухаммеда. То есть республиканскую акцию протеста все же постарались сделать событием не только общероссийского, но даже и международного масштаба.

За два дня до грозненской акции аналогичная манифестация прошла в Магасе, административном центре соседней Ингушетии, где на центральной площади собралось от 15 до 20 тыс. человек с растяжками «Оскорбление ислама – настоящий терроризм!», «Террористы не мусульмане, а те, кто оскорбляет пророка Мухаммеда и ислам», «Франсуа Олланд, Ангела Меркель, Барак Обама, прекратите оскорблять и убивать мусульман всего мира!». Соседствовали с ними зеленые исламские флаги с мечом и шахадой – исповеданием веры.

В митингах «рассерженных мусульман» приняло участие также местное православное духовенство. Так, перед митингующими в Магасе со словами солидарности выступил благочинный Магасского церковного округа священник Андрей Миссюра. Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам (Пономарев) принял участие в марше в Грозном, заявив: «Вся Русская православная церковь осуждает людей, которые делают карикатуры на пророка Мухаммеда». По сообщениям журналистов, в Грозный для участия в митинге прибыла группа из 50 представителей православного духовенства. «Когда речь идет об общем противнике – западной культуре, секуляризме – они (православные и мусульмане. – «НГР») объединяются, несмотря даже на какие-то имеющиеся между ними противоречия, – отметил в комментарии «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Что же касается представителей православного духовенства в северокавказских республиках, то им, конечно, нужно также поддерживать хорошие отношения с местными властями».

Интересно, что, как сообщает сайт главы Ингушетии, на акции в Магасе присутствовали лозунги «Президент Путин, мы с Вами» и «Мы поддерживаем курс российского лидера». Последние заявления позволяют понять причины этих «маршей оскорбленных мусульман». Вряд ли жители Северного Кавказа вообще видели номера парижского еженедельника, да и в случае предыдущих «карикатурных скандалов» или, например, вызвавшего протесты мусульман по всему миру в 2012 году сожжения Корана американскими военными в Афганистане ничего подобного на республиканском уровне не наблюдалось. В других субъектах Федерации, где борцы за ислам попытались проводить подобные мероприятия, местные власти отказывались согласовывать эти акции, а лидеры исламского духовенства агитировали верующих «не поддаваться на провокации» и оставаться дома или на работе, проявляя «терпение и мудрость». 

Так, в Москве была подана заявка на 100-тысячный митинг 25 января на проспекте Сахарова, но организаторы получили отказ. В Дагестане через мобильный мессенджер WhatsApp распространялись призывы к выходу в центр Махачкалы утром 18 января, но муфтият убедил верующих не следовать им.

Появление Ангелы Меркель в списке тех, кто, по мнению манифестантов в Грозном, «оскорбляет и убивает мусульман», на первый взгляд удивляет. Германия не посылает самолеты для бомбардировки арабских стран, а митингующих на улицах немецких городов участников движения PeGiDa (Patriotische Europaer gegen die Islamisierung des Abendlandes – «Патриотические европейцы против исламизации Запада») канцлерин назвала в своем новогоднем обращении к нации одной из главных угроз для страны. С другой стороны, можно вспомнить, что Меркель выступает главным застрельщиком антироссийских санкций в Европе. Точно так же в «вину» Франсуа Олланду можно поставить не только бомбежки Ливии в 2011 году, о которых почему-то на Северном Кавказе решили вспомнить именно сейчас, но и отказ от поставок России вертолетоносцев «Мистраль». Про Барака Обаму и говорить нечего. То есть, по сути, реальной целью митингов в защиту ислама было оказание давления на западных лидеров. Кадыров с первых же заявлений о подготовке марша апеллировал к солидарности мусульман разных стран, а во Франции, Германии и США проживают многомиллионные диаспоры выходцев из различных исламских стран. Впрочем, по мнению Алексея Макаркина, подобные акции вряд ли заметит западный истеблишмент, да и для оппозиционных партий вроде французского Национального фронта и ему подобных, настроенных сейчас пророссийски, мусульмане выглядят скорее раздражающим фактором. «Я думаю, что это сигнал в сторону Востока, – считает он. – Например, Турции, через территорию которой Россия договорилась о строительстве газопровода взамен запрещенного в Европе «Южного потока».

Очередное напоминание о «защите чувств верующих» (только уже не православных, как в 2012 году во время «дела Pussy Riot», а мусульман) также подходит для агитации против собственной либеральной оппозиции. «Граждан России, именно мусульман, наши либералы хотят использовать против руководства государства», – заявил 18 января Кадыров телеканалу «Вести». Как отмечает Макаркин, не удивительно, что «в качестве главной мишени здесь оказался Ходорковский», в последние месяцы претендовавший на роль лидера российской оппозиции. «Ходорковский требует от всех журналистов повторения опыта парижского издания и печатания карикатур, – написал Кадыров 8 января в Instagram. – Своими действиями… он объявил себя врагом всех мусульман мира. Значит, и моим личным врагом. Я уверен, что в его любимой Швейцарии найдутся тысячи законопослушных граждан, которые призовут беглого уголовника к ответу». «Да будет проклят Ходорковский и все те, кто его поддерживает!» – гласил один из плакатов на митинге 17 января в Магасе.

«В 2012 году после скандала с пляшущими девушками (в защиту которых выступили многие видные оппозиционеры. – «НГР») часть людей отшатнулась от оппозиции, – говорит Макаркин. – Но для тех, кто сейчас остался в оппозиции, и тех, кто выходит на ее марши в Москве, ничего страшного в заявлениях Ходорковского нет». Другое дело – общество в целом. «Когда говорят, что оппозиция против чиновников, это не оказывает должного действия на общество, а порой даже приносит обратный результат, – поясняет политолог. – Другое дело – заявить, что оппозиция против религии! С религией в нашем обществе, хотя оно и не слишком верующее, ссориться не принято».

«Эта антизападная ксенофобия российских мусульман тесно переплетается с официальной пропагандистской идеологической линией руководства страны, – отметил «НГР» член Научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Очевидцы марша в Грозном сравнивают его по атмосфере с коммунистическим Первомаем, и это не случайно – российская антизападная пропаганда активно использует и тезисы о том, как хорошо было при советской власти. В общем-то, для нее важен именно антизападный настрой, а не то, кто и на какой идеологической платформе его претворяет в жизнь – мусульмане, православные или коммунисты».

На фоне этих тактических плюсов вряд ли кто-то задумывается о стратегических издержках раздувания «ревности к вере» в мусульманских регионах России. «Рамзан еще раз подтвердил, что он политик федерального уровня, причем мусульманский политик общероссийского уровня, с выходом на общемировой уровень, – говорит Малашенко. – Он набрал благодаря этой акции новые очки, и его вес в отношениях с Кремлем, и без того немалый, еще более возрос». Да и сама энергия религиозного фундаментализма однажды может выплеснуть свою мощь в неожиданном, «не согласованном» с властью направлении. В этом плане красноречивым выглядит маленький «прокол» организаторов манифестации в Грозном. Журналисты обнаружили и запечатлели надпись на заборе: «Мы все Куаши». Как известно, братья Куаши расстреляли редакцию Charlie Hebdo.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1040
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1245
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1701
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1393

Другие новости