Фото Анатолия Хливного
Этот год для Украинской Православной Церкви Московского Патриархата принес немало изменений, в том числе в области взаимоотношений УПЦ МП и украинского общества. Синодальный информационно-просветительский отдел был разделен на два самостоятельных подразделения – соответственно информационное и просветительское. Журналист Анатолий ХЛИВНЫЙ обсудил с главой Информационного отдела УПЦ МП епископом Ирпенским Климентом (ВЕЧЕРЕЙ) причины реорганизации и медиастратегию Церкви.
– Ваше Преосвященство, в сентябре Синодальный информационно-просветительский отдел был разделен на два подразделения. Чем вызвана необходимость такой реорганизации?
– Существовавший ранее Синодальный информационно-просветительский отдел представлял собой развитую структуру с достаточно большим количеством сотрудников. Протоиерей Георгий Коваленко сумел собрать коллектив единомышленников, который решал очень различные задачи – от формирования информационно-новостного материала до создания художественного кино. Наступил определенный момент, когда для повышения отдачи Синодального отдела стало целесообразным дать возможность самостоятельно развиваться двум важным направлениям церковной миссии.
– Каковы задачи возглавляемого вами Информационного отдела? Можно ли его считать пресс-службой УПЦ и митрополита Киевского?
– Главная задача нового Информационного отдела состоит в координации информационной деятельности как внутри Церкви, так и в ее связях со светскими СМИ. Безусловно, одна из функций – это отражение официальной позиции Церкви по различным вопросам. Информационный отдел не формирует эту позицию, а лишь транслирует ее на основании документов или заявлений, сделанных Священным Синодом или другими административными органами церковного управления.
– К кому теперь обращаться журналистам для официальных комментариев? На все ли вопросы журналистов вы готовы ответить или существуют темы, которые нельзя обсуждать?
– Согласно Уставу об управлении нашей Церкви, от ее лица имеют право высказывать официальную позицию ее Собор, Собор епископов, Священный Синод и Предстоятель. В секретариате Блаженнейшего митрополита Онуфрия (Березовского) есть пресс-секретарь, которому поручено озвучивать заявления Предстоятеля УПЦ. Большинство журналистов желают иметь информацию, что называется, из первых уст. Поэтому для разъяснений или ответов на вопросы от самого Блаженнейшего следует обращаться к его пресс-секретарю. Если возникает необходимость получения другой информации, то Информационный отдел предоставляет спикеров, которые компетентны в интересующей прессу проблематике. Что касается второй части вопроса, то для меня очень важно быть максимально открытым для собеседника. Если какие-то темы обсуждаются в Церкви или за ее оградой – гораздо лучше высказать о них мнение, которое бы максимально соответствовало общей церковной позиции. Замалчивание чего-либо всегда рано или поздно порождает сплетни или подозрения.
– Какова сфера ответственности Просветительского отдела? Есть искушение спутать его с Отделом по религиозному образованию и катехизации...
– Думаю, более полно вам сможет это разъяснить протоиерей Георгий Коваленко, который руководит данным отделом. В общих чертах могу лишь сказать, что основное направление деятельности Отдела по религиозному образованию, катехизации и миссионерству – создание условий для преподавания предметов духовно-нравственного содержания в различных учебных заведениях. Эта работа проходит в тесном сотрудничестве с Министерством образования и науки. Кроме этого отдел развивает сеть воскресных школ и обеспечивает их дидактическим материалом. Задачи Просветительского отдела, безусловно, имеют миссионерский характер, но находятся в пространстве призвания к евангельскому благовестию через различные формы культуры, в первую очередь современного искусства, связанного с телевидением, радио, интернет-пространством и литературой. Поэтому отец Георгий был включен в состав Митрополичьего совета по вопросам культуры.
– В РПЦ существуют три отдела, занимающихся связями с общественностью: Информационный отдел, Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и пресс-служба Московского Патриарха. Можно ли провести соответствующие аналогии с новой системой отделов в УПЦ?
– Какие-то аналогии проводить можно. Они связаны с тем, что формы служения Церкви в Украине, России, США, Греции, других странах очень сходны. Существующая сеть синодальных отделов Украинской Православной Церкви имеет свою самостоятельную историю. Она формировалась вместе с развитием нашей Церкви и ее миссией в украинском государстве.
– В Москве принято обращаться за комментариями по украинской тематике в пресс-службу УПЦ во главе с Василием Анисимовым. Какое место занимает эта служба в УПЦ? Как разрешить диссонанс, который раньше наблюдался между мнениями Анисимова и главой Информационно-просветительского отдела?
– Для того чтобы получить официальную информацию об УПЦ, уже много лет все желающие обращаются к официальным информационным источникам, которые ранее координировались Информационно-просветительским отделом. У этих источников есть совершенно четкие функции, и никакого диссонанса между ними нет. Их перечень есть в справочных изданиях и утвержден священноначалием Церкви. Пресс-службы УПЦ среди них нет. Как и всякий свободный человек, Василий Анисимов вправе высказывать личный взгляд на какие-то процессы церковной жизни. Возможно, его мнение интересно некоторым журналистам. Но в коммуникативном пространстве УПЦ официальная информация заимствуется только из структур, входящих в Информационный отдел.
– Стало ли для вас неожиданностью назначение на пост главы Информационного отдела? Приходилось ли вам раньше заниматься подобной работой?
– Хотя за все время моего церковного служения мне приходилось выполнять разные задачи, журналистом в буквальном смысле я не был. Моя роль всегда состояла в организации и координации различных сфер церковной деятельности. Сегодня в Информационном отделе трудится много опытных специалистов, знающих свое дело. Глава отдела должен обеспечить им условия для максимальной реализации их потенциала.
– Ждут ли изменения информационную политику УПЦ?
– Я бы использовал термин не «изменение», а «развитие». Существующая система подачи информации через официальные церковные СМИ является плодом многолетнего труда профессионалов в этой области с учетом объективных возможностей. Время не стоит на месте. У Церкви постоянно появляются как новые вызовы, так и новые средства ответа на них. От этого зависит характер информационной политики нашей Церкви в будущем.
– Какова стратегия информационной политики УПЦ в условиях единства Московского Патриархата и одновременно информационного противостояния между Россией и Украиной?
– Информационная политика УПЦ направлена на развитие церковной миссии. Такой она будет при любой общественно-политической ситуации. Церковные СМИ являются одним из мощных средств новой евангелизации. Они не предназначены для политической или какой-то другой пропаганды, а принимают участие в возвещении Благой Вести. Евангелие говорит нам о вечном. Когда мы пишем о Церкви, то понимаем, что в этот момент она существует в определенном историческом пространстве, но вместе с тем она принадлежит вечности. Церковные СМИ должны свидетельствовать о Божественной истине и о том, как она проявляет себя в жизни Церкви. Эта задача не меняется в зависимости от исторических обстоятельств.
– Сейчас УПЦ приходится «сражаться» на два фронта: противостоять унитаристским силам в Русской Церкви и при этом отбивать атаки Киевского Патриархата. Как это отражается на вашей работе?
– Я не согласен с таким утверждением. И сейчас, и 2 тысячи лет назад Церковь сражается на единственном фронте – в борьбе с грехом. Методы этой борьбы совсем не похожи на человеческую конкуренцию. И поэтому церковные СМИ в своей деятельности для достижения успеха не могут использовать те приемы, которые эффективны в светских СМИ. Атаки так называемого Киевского Патриархата наша Церковь отбивает уже более 20 лет. Она делала это не за счет PR-технологий, а скорее вопреки им – смиренным служением Богу и ближним. Это служение сделало УПЦ одной из крупнейших поместных Церквей мирового православия.