0
18221
Газета Интернет-версия

17.09.2014 00:01:00

Мавзолей Мухаммеда обещают не сносить

Тэги: ислам, мухаммед, медина, хадж, саудовская аравия


ислам, мухаммед, медина, хадж, саудовская аравия Масджид ан-Набауи, или мечеть Пророка – вторая по значимости святыня в исламе. Фото Reuters

Вопреки сведениям, поступившим в британскую прессу, останки Пророка Мухаммеда, по крайней мере в ближайшее время, останутся на своем месте – под куполом мечети Ан-Набауи в Медине. Об этом 6 сентября заявил представитель комитета, занимающегося охраной храмового комплекса, Ахмад Аль-Мансури. Чиновник назвал «частным мнением» 61-страничный экспертный доклад, автор которого, Али бин Абд-эль-Азиз Aль-Шабал, предлагает перезахоронить останки Пророка Мухаммеда на мединском кладбище аль-Баки.

Ранее сенсацией в западных СМИ стало то, что подобный документ обсуждается на самом высоком уровне. В исламском мире, напротив, слухи о перезахоронении Пророка ходят уже давно. Они получили новый импульс сейчас, когда начался хадж – паломничество к святыням Мекки и Медины. Напомним, хадж в этом году проходит с 27 августа по 23 ноября.

По утверждению Аль-Мансури, к сообщениям о переносе останков основателя ислама следует относиться с большой осторожностью. «Это предложение не соответствует ни мнению руководства нашего комитета, ни позиции государства, которые видят свою цель в том, чтобы служить двум святым мечетям и поддерживать их святость. Сообщениям СМИ следовало бы основываться на объективности, мудрости, избегать преувеличения, и особенно в вопросах, которые затрагивают святые мечети», – цитирует чиновника Saudi Gazette. Аль-Мансури осудил «смущение и искушения», появившиеся в обществе, когда стало известно о докладе, но сами предложения, соответствующие ваххабитской интерпретации ислама, осуждать не стал.

Как удалось установить изданию Independent, в самой Саудовской Аравии есть общественные деятели, не верящие Аль-Мансури и воспринимающие возможность перезахоронения Пророка всерьез. Один из них – доктор Ирфан аль-Алауи, директор мекканского фонда «Исследования исламского наследия», со слов которого известно о некоторых наиболее радикальных предложениях Аль-Шабала. Утверждается, что ученый советует не только снести могилу Мухаммеда, но и уничтожить Зеленый купол мечети, надстроенный над ней. Разрушить предлагается и погребения жен и дочерей Мухаммеда, в частности, особо почитаемой в шиитском исламе Фатимы.

Аль-Алауи уверен, что, с технической точки зрения, для перезахоронения Пророка Мухаммеда у саудовских властей все готово. «Все вокруг мечети ан-Набауи и так уже уничтожено. Здание окружено бульдозерами. Раз власти удалили все остальное, они могут теперь взяться за мечеть. Местному имаму достаточно сказать, что пришло время расширить здание мечети определенным образом. А мир тем временем продолжит смотреть на Ирак и Сирию», – считает он.

Слова Аль-Алауи находят некоторое подтверждение в действиях саудовских властей на протяжении последнего века. Так, в 1998 году бульдозеры сравняли с землей гробницу матери Пророка Мухаммеда – Амины бинт Вахб, останки которой были перезахоронены. Ранее, в 1925 году, саудиты снесли мавзолей, в котором покоилось тело внука Пророка – Хасана ибн Али. Останки перенесли на кладбище аль-Баки. Значительная часть могил в этом захоронении – анонимная, что препятствует формированию культа вокруг них. Именно так – без опознавательной таблички – предлагается захоронить и основателя ислама. Аль-Шабал считает, что подобное упокоение в максимальной степени соответствует религиозным взглядам самого Мухаммеда.

Уверенность саудовского богослова, работающего в исламском университете Эр-Рияда, и некоторых мусульман, в частности ваххабитов, что почитание могилы Пророка противоречит принципам веры, имеет под собой две причины. Первая из них – убежденность, что только Аллах заслуживает поклонения, иначе именуемая принципом таухид. Вторая – влияние изречений Мухаммеда (хадисов). Согласно одному из них, основатель ислама предостерегал против гробниц, используемых как место культа: «Не оставляй ни одного захоронения, не снеся его, и ни одного изображения в доме, не уничтожив его».

Резкое высказывание, принадлежность которого Пророку Мухаммеду не может быть ни подтверждена, ни опровергнута, на протяжении веков вдохновляет религиозных радикалов. В нынешнем году фундаменталисты «Исламского государства» (ИГ) использовали этот хадис для проведения кампании по борьбе с гробницами в захваченном ими Мосуле. На глазах у горожан были разрушены могилы святых, признаваемых исламом, – в частности, та, где, как считается, погребен пророк Иона. Помимо нее, уничтожили захоронения целого ряда деятелей мусульманской культуры Средних веков.

Религиозный пыл ИГ, вдохновляющийся ненавистью к «идолопоклонству», в какой-то момент начал представлять непосредственную угрозу для самой Саудовской Аравии. Минувшим летом представители группировки призвали снести Каабу, якобы бросающую вызов единственности Аллаха тем, что почитают это архитектурное сооружение и хранящийся внутри черный камень. Впрочем, дальнейшего развития скандальный призыв радикалов не получил.

Эксперты, опрошенные мировыми СМИ, отмечают, что ненависть к могилам святых как местам поклонения разделяют не все мусульмане, в том числе и радикальные. В сентябре с.г. суннитская исламистская группировка «Ахлю Сунна валь-Джамаа», центр деятельности которой находится в Бангладеш, заявила, что расправится с саудовским посольством, если в Эр-Рияде примут решение перезахоронить Пророка. Вдобавок радикальные группы, придерживающиеся шиитского течения в исламе, не только поклоняются могилам, но и считают этот культ важной составной частью своего вероучения. Исламоведы Запада предупреждают о возможности нового витка противостояния в мусульманском мире, если перезахоронение Мухаммеда все-таки произойдет.

Опрошенные «НГР» российские востоковеды сходятся на том, что именно по причине высокой вероятности внутриисламского конфликта в случае переноса останков Мухаммеда принятие этого решения в обозримой перспективе маловероятно. Так, председатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского центра Карнеги исламовед Алексей Малашенко уверен, что Саудовской Аравии «глупо сейчас идти на эту меру», поскольку при ее реализации королевство рискует «потерять свое лидерство в мусульманском мире». Эксперт считает, что переносу останков Пророка Мухаммеда должна предшествовать теологическая дискуссия, поскольку, вопреки ваххабитским аргументам, «основатель ислама выпадает из общего ряда пророков» и к нему неприменимы правила, действующие для остальных. Перенос тела основателя ислама будет представлять собой «колоссальный удар по суфизму и многим местным традициям исламских стран, а также мусульманских регионов России, где существует множество объектов для поклонения». Малашенко не верит, что перезахоронение Пророка Мухаммеда возможно.

По мнению профессора кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григория Косача, «подобные действия невероятны, они натравили бы на Саудовскую Аравию всех фундаменталистов, которые орудуют в регионе». Вместе с тем ученый уверен, что шумиха вокруг планов саудовского руководства сильно преувеличена. «В газетах королевства практически не пишут об этом», – успокаивает востоковед.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2898
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3380
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2478
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4389

Другие новости