Радикалы считают, что путь к единой Церкви проходит через уничтожение структур Московского Патриархата. Фото Reuters
«На Волыни складывается ситуация, которую мы переживали в лихие 90-е» – так оценил 11 сентября на пресс-конференции в Луцке (Украина) события в регионе руководитель информационно-просветительского отдела Волынской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) протоиерей Валентин Марченко. В той же тональности выдержано заявление, опубликованное 7 сентября на сайте Ровенской епархии УПЦ МП: «Снова, как и в 90-х годах прошлого века, над нашими храмами нависла угроза – их захват воинствующими сторонниками УПЦ КП (Киевского Патриархата. – «НГР»)».
За месяц, прошедший со дня избрания (17 августа с.г.) нового Предстоятеля УПЦ МП, к последователям Киевского Патриарха Филарета (Денисенко) перешло семь храмов в различных регионах страны и сделаны попытки к этому еще в нескольких. При этом, по данным, обнародованным 14 августа председателем Информационного управления Киевского Патриархата епископом Евстратием (Зорей), за полгода с момента победы майдана к ним «перешло от Московского Патриархата около 10 парафий», то есть приходов. Ускорение темпов смены юрисдикции общинами после середины августа налицо.
География событий достаточно широка. Лидирует, конечно, Западная Украина, и прежде всего Ровенская область. 17 августа в Киевский Патриархат перешел Свято-Михайловский приход в городе Остров Радивиловского района, 31 августа – Казанский храм в селе Рачин Дубненского района. Как видно на размещенной на YouTube видеозаписи с места событий, после собрания жителей села кто-то из представителей местной власти объявляет результаты: 723 из 740 проголосовавших – за переход в Киевский Патриархат. Далее, судя по имеющейся информации, последовала силовая акция по захвату храма. «В ночь с 31 августа на 1 сентября, – пишет в социальной сети «ВКонтакте» один из представителей местного духовенства, – КП-шные попы с «правосеками» (радикальные националисты из объединения «Правый сектор». – «НГР») и «свободовцами» (члены националистической партии «Свобода». – «НГР») ворвались в храм, несмотря на то, что он был опечатан начальником местной милиции». Ровенский «Правый сектор» подтвердил на сайте объединения свое участие в событиях в Рачине, заявив, что его «хлопцы взяли церковь под охрану».
Перед этим, 20 июля, в Киевский Патриархат перешла община Свято-Параскевского храма в селе Солонев Радивиловского района Ровенской области. «Захвачено уже три храма, и такая же угроза нависла над прочими», – говорится в опубликованном 7 сентября обращении к духовенству и верующим митрополита Ровенского и Острожского Варфоломея (Ващука). Процитированный выше представитель духовенства описал 5 сентября в соцсети ситуацию, произошедшую, по его словам, в тот день в соседнем с Рачином селе Ивання: «Был референдум, на котором 91% жителей захотели в КП. Пришли под храм, начали требовать перехода». Священнику якобы удалось разрядить ситуацию, и жители «пока успокоились».
Такие случаи, судя по всему, не единичны. Ровенский «Правый сектор» заявил 10 сентября в своей группе в Facebook, что «поддержит решения общества о передаче храмов Киевскому Патриархату». Очевидно, уже по самому широкому списку, так как тут же последовало обвинение в «антиукраинской деятельности» митрополита Варфоломея. «Еще один храм пал, 11 сентября вечером, – продолжает хронику захватов процитированный выше представитель украинского духовенства в соцсети. – Храм святых Косьмы и Дамиана в селе Судобичи, все та же Ровенская область, Дубенский район.
На этот раз староста храма, прияв от раскольников хорошую мзду и уверенность в том, что останется при своей должности… открыла храм и впустила КП-шников» (орфография сохранена).
2 сентября на сайте Киевского Патриархата была опубликована информация о переходе к нему храмовых общин Московского Патриархата в двух селах Гороховского района Винницкой области. Причем, как следует из сообщения, не обошлось без участия местного благочинного протоиерея УПЦ КП Андрея Сидора. Именно ему были поданы собранные в селе Печихвосты подписи нескольких сотен жителей о согласии на переход церкви в Киевский Патриархат, после чего 24 августа он прибыл в село с новым настоятелем храма. В селе Угриново Сидор выступал перед сходом местных жителей, проголосовавших затем за выход из «московской Церкви».
8 сентября тот же источник сообщил о том, что общины покидают УПЦ МП и в Черновицкой епархии. Культовые здания в селах Кибаки и Милиево Вижницкого района сменили юрисдикцию через референдум местных жителей. Мало того, что именно этой епархией управлял с 1992 года до последнего времени нынешний глава УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский), Вижницний район – вообще его малая родина.
«Конечно, шесть случаев перехода храмов – это еще не тенденция, – заявил журналистам 12 сентября председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко. – А вот технология, через которую это осуществляется, – уже тенденция». «Сейчас мы видим использование Киевским Патриархатом «сепаратистских» технологий для так называемого перехода общин», – считает официальный спикер Церкви. Выглядит это, говорит Коваленко, чаще всего так: «Проводится сомнительный относительно законности «референдум»… При этом проводится не собрание парафии, а собрание села. Агитация ведется не церковная, а политическая… Например: «Вы за Московскую Церковь или за Киевскую?» «Результат в обществе, которое находится в состоянии войны и заполитизированности восприятия, очевидный: большинство села – за переход к Киевскому Патриархату, а реальные прихожане и священник – в меньшинстве», – подчеркивает священнослужитель.
Можно отметить, что еще до этой волны переходов общин, на пресс-конференции 14 августа, епископ Евстратий (Зоря) весьма откровенно инструктировал аудиторию, как менять юрисдикцию прихода – через собрание и голосование его членов. «Принадлежащими к общине считаются все те, кто приходит в храм, кто крещен, кто принимает участие в жизни этой общины. Если это село, то обычно это жители этого села», – пояснил епископ.
Указанные технологии уже вышли за пределы Западной Украины, где противостояние верующих УПЦ МП с филаретовцами и националистами идет уже давно. 8 сентября архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) обратился к верующим с обращением, призывая их к бдительности в связи со следующим случаем: «В Вольнянске группа лиц, на следующий день после сбора подписей в «защиту (Почаевской. – «НГР») лавры» у храма, была встречена прихожанами уже на городском рынке. Эта же группа лиц собирала подписи за то, чтобы перевести (находящийся в Вольнянске. – «НГР») Свято-Владимирский храм в «патриотический Киевский Патриархат» из «враждебного Московского Патриархата», рассказывая людям о том, что якобы большая часть постоянных прихожан за такой переход, и при этом предъявляли их подписи (очевидно, ранее собранные в «защиту лавры». – «НГР»)».
13 сентября в селе Пасечное Киевской области произошла попытка захвата храма Святого Духа. «Захватчики – молодчики из числа приезжих и нескольких местных под руководством священников Киевского Патриархата, – сообщил в Facebook сотрудник аппарата Бориспольской и Броварской епархии УПЦ МП Дмитрий Марченко. – Священники и прихожане заперлись внутри храма». Протоиерей Георгий Коваленко, в свою очередь, сообщил тогда же в Facebook, что в село приехали 10 филаретовских клириков и что они «подстрекают жителей к штурму» храма. В итоге, по словам Марченко и Коваленко, храм был опечатан милицией до решения суда или местной администрации о его юрисдикции.
Как сообщил «НГР» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, в событиях в Украине действительно «много общего» с расколом начала 90-х годов. 20 лет назад, по его словам, «Киевский Патриархат или Украинская Греко-Католическая Церковь стремились расширить свою юрисдикцию через захваты храмов, через провоцирование общин» к переходу. Однако тогда это происходило преимущественно в западных областях Украины. Нынешняя ситуация отличается сменой «настроений в массах, взвинченных иногда чуть ли не до состояния коллективной истерии». «Эти настроения, – отметил Петрушко, – нагнетаются через СМИ, весьма однобоко, в антироссийском ключе подающих ситуацию последних месяцев (вокруг военных действий в Донбассе. – «НГР»)». Зачастую УПЦ МП преподносится как «пятая колонна» Москвы. «В итоге, – говорит он, – те настроения, которые были ранее характерны для населения западных областей, охватили теперь и центр Украины».
«Современные политические обстоятельства не могут не влиять на настроения и церковные предпочтения верующих в конкретных приходах», – отметил «НГР» религиовед, доцент Львовского государственного университета Андрей Юраш. Однако, по его мнению, считать это явление «способным перекроить религиозную карту Украины нельзя», но «тенденция симптоматичная».
По словам Юраша, масштабы событий в целом куда шире известных случаев, просто не во всех епархиях смена настроений завершилась разрывом с УПЦ МП. «Например, во Львовской области пять приходов заявили о желании сменить юрисдикцию, – говорит он, – но правящий архиерей Филарет (Кучеров. – «НГР») поступил весьма продуманно и заявил им, что поддерживает тенденции развития общественно-политической жизни в Украине и сам готов в свое время вступить в общенациональное движение по воссоединению Церквей, и это удержало их от ухода». «Что-то похожее происходит и в большинстве общин на Волыни, – добавил Юраш. – Там, где священники или правящие архиереи демонстрируют лояльность доминирующим трендам в украинском обществе, объясняя верующим, что образование канонической объединенной автокефальной юрисдикции неизбежно и просто нужно определенное время для завершения этого процесса – в тех случаях перехода не происходит».
По данным, которые сообщили «НГР» и Петрушко, и Юраш, в ряде общин УПЦ МП в Западной Украине уже обсуждался переход в юрисдикцию Польской Православной Церкви. Впрочем, как считает Юраш, это малоперспективное направление, а трендом для ищущего иной юрисдикции духовенства является «или митрополия, или отдельные епархии в юрисдикции Вселенского Патриархата». Все это, отмечает Юраш, «является звонком для священноначалия УПЦ МП». «Если УПЦ МП не будет делать ожидаемых обществом шагов навстречу общенациональному церковному единению, превращение этого единичного движения в массовое неизбежно», – резюмирует эксперт.
Участие властей в межправославных событиях не фиксируется, но сложно сказать, отсутствует ли оно или просто не афишируется. Накануне выборов в Верховную Раду, намеченных на 26 октября, большинство партий, включая созданный президентом Петром Порошенко блок, не хотят портить отношения с УПЦ МП и ее многочисленными верующими. Однако нельзя забывать, что идея создания национальной Украинской Церкви была одной из центральных у победившего майдана, и эта идея соответствует интересам нынешней украинской власти, находящейся в противостоянии с Москвой.