0
5825
Газета Интернет-версия

20.08.2014 00:01:00

Теология made in China

Тэги: китай, протестанты


китай, протестанты Китайским протестантам предстоит выступать в унисон с мнением официального Пекина. Фото Reuters

«Китайские протестанты – одна из самых быстро прогрессирующих религиозных общин в современном мире», – отметил в начале августа Гао Фэн, председатель Китайского христианского совета. Тогда же с сенсационным заявлением выступил его коллега, глава Государственного управления по религиозным делам Ван Чжуан. По словам чиновника, власти Китая намерены создать особую протестантскую теологию, цель которой будет заключаться в том, чтобы «адаптировать эту религию к китайским национальным условиям и интегрировать ее в нашу культуру». В российском протестантском сообществе инициативу Пекина поддержали. Как рассказал в интервью «НГР» председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) епископ Сергей Ряховский, речь идет о «позитивном процессе, несмотря на наличие болевых точек». СМИ Запада, напротив, критически восприняли планы китайского руководства. Пекин обвиняют в намерении втиснуть религиозное меньшинство в прокрустово ложе государственной идеологии.

Согласно официальной китайской статистике, к настоящему времени в КНР проживают от 23 до 40 млн протестантов. По другим данным, которым доверяет Сергей Ряховский, их численность может достигать 80 млн. В соответствии с оценкой американского профессора Ян Фэн-гана, к 2030 году число почитателей Евангелия в Поднебесной составит 250 млн. Если это произойдет, Китай станет первой по числу верующих христианской страной в мире. В Пекине признают, что каждый год происходит приблизительно 500 тыс. новых крещений. Протестанты в числе новообращенных существенно преобладают над католиками: последних насчитывается около 12 млн.

Трудности «китаизации» христианства в значительной степени связаны с тем, что правящая организация КНР – Коммунистическая партия (КПК) придерживается атеистических ценностей. От протестантов и католиков Пекин требует не только признания существующего порядка вещей, но и подчинения административной власти неверующих. Применительно к протестантам это означает переход в ведение «Трехсоставного патриотического движения». Эта организация, ранее только регулировавшая деятельность общин, отныне, по всей вероятности, станет играть ключевую роль в выработке теологического стандарта для них. Вместе с тем нет сведений, что партия будет вмешиваться в вероисповедные традиции протестантов. По всей видимости, дело ограничится согласованием вероучения с ценностями патриотизма. С другой стороны, от религиозного меньшинства могут потребовать уважения к социалистическим идеям, что чревато ростом несогласия между ним и китайскими властями.

На вероятность подобного развития событий указывает недавнее заявление Ван Чжуана, предложившего совместить протестантизм и «ориентацию на социалистический путь развития», о чем 7 августа сообщает издание China Daily. К настоящему времени конкретного наполнения эта инициатива не получила. Неясно, будет ли толковаться уважение к социализму китайскими властями как простое выражение лояльности или предполагать более глубокие перемены в деятельности общин – например, их официальной риторике.

Status quo во взаимоотношениях Китая и религиозных общин на нынешнем этапе был сформирован решениями 1982 года, когда в рамках ревизии маоистской модели Пекин дал согласие на легализацию вероисповедных групп, и ранее действовавших на территории КНР. Право на проповедь было предоставлено представителям пяти религий: католицизма, протестантизма, буддизма, даосизма и ислама. Стремление Китая контролировать деятельность каждой из них привело к расколам. Половина католиков КНР до сих пор вынуждена существовать нелегально, поскольку не признает директиву властей, требующую разорвать отношения с Ватиканом.

В первой половине с.г. тяжелую руку Пекина почувствовали на себе мусульмане. В ряде районов КНР было запрещено ношение мусульманской одежды в общественном транспорте, существенным образом сокращены квоты на совершение хаджа, приняты меры против постящихся в священный месяц Рамадан. Тогда же власти Китая вступили в конфронтацию с христианской общиной города Вэйнчжоу: в городе снесли церковь, построенную одной из зарегистрированных общин. Кроме того, власти потребовали удалить кресты с куполов ряда храмов страны как не соответствующие градостроительным стандартам. Действия КНР вызвали международный резонанс: в поддержку христианского меньшинства выступила супруга президента США Мишель Обама.

По мнению Сергея Ряховского, негативный опыт католиков и мусульман не будет иметь существенного значения для его единоверцев-протестантов. Институциональная автономность их общин и готовность сообразовывать свои действия с требованиями социального окружения позволят избежать существенного конфликта с Пекином, считает епископ. Вместе с тем он признает, что для части протестантов подобная конфронтация неизбежна. Трудности в отношениях между Пекином и религиозными группами Ряховский считает преодолимыми, поскольку в основе их видит не вероисповедные, а культурологические причины.

«На мой взгляд, в происходящих событиях больше позитивного, чем негативного. Китайские власти готовятся сообразовать протестантское вероучение с такими ценностями, как патриотизм, приверженность геополитическим интересам государства. Протестантизму по самой его природе свойственны такие добродетели, как консерватизм, тяготение к традициям, кроме того, это очень нравственная вера. Все эти качества КНР может использовать», – говорит председатель РОСХВЕ. «Я хотел бы высказаться аккуратно, чтобы никоим образом не повредить моим братьям в Китае, но, как мне кажется, в последние годы наметилась тенденция на большее признание протестантских общин властями», – добавляет он.

Власти КНР, со своей стороны, не намерены смягчать риторику в отношении религиозных объединений, характерный пример которой можно найти в выступлениях Ван Чжуана. В 2013 году чиновник высказался о положении конфессиональных объединений в китайском обществе как о необходимом зле: «Правящая партия в нашей стране придерживается марксизма. Это означает, что мы должны помогать людям сформировать правильное мировоззрение, выработать основанное на науке отношение к таким явлениям, как рождение, старение, болезни и смерть. То же касается богатства и бедности, жизненного успеха и его отсутствия. Нам нужно популяризовать научные знания. Что же до религии, то она существует с давних пор. Если мы попробуем добиться результата немедленно, освободив людей от ее влияния, то добьемся лишь противоположного эффекта: множество людей ударится в веру», – объясняет официальный представитель КНР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
818
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
960
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1342
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1078

Другие новости