0
6211
Газета Интернет-версия

16.07.2014 00:01:00

Заложники самой мирной религии

Тэги: буддисты, запрет, христиане, конфликты


буддисты, запрет, христиане, конфликты Буддизм и умиротворение – далеко не всегда синонимы. Фото с сайта www.srilankanquest.wordpress.com

Международная организация Open Doors, измеряющая уровень религиозной нетерпимости в мире, сообщила о факте, который часто упускается из виду: хотя буддисты проповедуют ненасилие, в большинстве стран, где они преобладают, людей преследуют за исповедание другой веры. Наблюдатели называют две причины продолжающихся гонений: трудности стран Юго-Восточной Азии в отношениях с Западом и отсутствие традиций терпимости в буддийских общинах, не подчиняющихся авторитету Далай-ламы. К слову сказать, 8 июля этот духовный лидер призвал своих единоверцев прекратить вражду с мусульманами, однако услышан не был. На Шри-Ланке продолжились нападения на приверженцев ислама, жертвами время от времени становятся и христиане.

Культурный шок, который вызывает у неспециалистов факт насильственных обращений в буддизм, по всей вероятности, связан с отождествлением этой религии и деятельности Далай-ламы. В действительности речь идет о заблуждении: вероисповедные традиции стран Юго-Восточной Азии и Тибета существенно различаются между собой. Так, на Шри-Ланке высоким статусом пользуется «Махавамса», сказание, в котором враги буддистов названы «полулюдьми», а расправы с ними прямо одобрены: «Неверующими и людьми дурной жизни они были, не лучше, чем дикие звери. Изгони заботу из своего сердца, о повелитель людей!»  В этой связи не вызывает удивления, что ссылки на «Махавамсу» активно использовались в ходе ланкийской гражданской войны, принесшей победу сингальским националистам.

Подобно крайне правым в других странах мира, консервативные буддисты Юго-Восточной Азии убеждены в неразрывности связи между этнической принадлежностью и религией. Так, в Мьянме пропагандируется принцип: «Быть мьянманцем – быть буддистом». Сходная ситуация сложилась и в Лаосе. В Бутане официально запрещен переход из господствующей религии в любую другую. В горном королевстве насчитывается 60 тыс. христиан, которым позволено иметь всего один храм.

По сообщению христианских правозащитных организаций, насильственное обращение в буддизм подготавливается в Юго-Восточной Азии посредством принуждения к участию в публичных ритуалах. Мьянманцы из народа чин, традиционно исповедующие христианство, сталкиваются с дискриминацией уже в школе: детям бреют головы, чтобы заставить их походить на буддийских монахов. Со сходной проблемой столкнулись единоверцы чинов, христиане, живущие на севере Лаоса: местные власти «приучают» их к чужой вере, вынуждая работать по воскресеньям, а отдыхать разрешая в буддийские праздники.

Поздней весной и летом 2014 года давление буддийских властей на христиан Лаоса стало предметом активного мониторинга правозащитных организаций. По их сообщениям, в июне в провинции Саваннахет власти похоронили христианку по буддийскому обычаю, вопреки желанию ее родственников. Несмотря на несогласие с решением чиновников, в церемонии попытался принять участие священник, который был схвачен и посажен в тюрьму. В том же месяце под стражу был взят другой житель региона, по фамилии Сорт, отказавшийся отречься от христианства. Тогда же 23 христианина были арестованы за проведение собрания в «непредназначенном для этого месте».

По сообщению отделения Human Right Watch, работающего в Лаосе, весной этого года из населенного пункта Натахалл изгнали несколько семей за отказ «возвратиться» в буддийскую религию. По словам местных жителей, то, что их соседи перешли в «американскую веру», поставило под угрозу благополучие всей деревни. Со сходной логикой христиане сталкиваются и в отношениях с анимистами. Осенью 2013 года почитатели духов в одном из сел обвинили прозелитов-протестантов в том, что три несчастных случая, произошедших после их обращения, связаны с отказом от веры предков. «Или христиане уйдут из села, или мы все умрем», – считают язычники.

Помимо враждебности со стороны общественного мнения инаковерующие Юго-Восточной Азии вынуждены иметь дело с дискриминацией, которую осуществляют местные власти. В прошлом в трех государствах Индокитая существовали коммунистические режимы, а после падения Советского Союза власти  «амнистировали» религию, но коснулось это, главным образом, буддизма. Как результат, правительства и клирики этой конфессии поддерживают друг друга – в значительной степени к ущербу для свободы совести.

Практика «буддийско-коммунистической» дружбы, пожалуй, наиболее очевидна на примере Лаоса. В 1960–1970-е годы эта страна пережила гражданскую войну, в провоцировании которой обвиняют американцев. Как следствие, нынешние власти время от времени выступают против Вашингтона. Поддержку им оказывает буддийское духовенство, представители которого обеспокоены переходами в христианство.

На то, что власти Лаоса принимают религиозный фактор всерьез, указывает наличие в Конституции страны статьи 9. Согласно этому положению, всем гражданам предоставляется свобода совести, но власти оставляют за собой право вмешиваться в деятельность культов, «разжигающих социальную рознь». Время от времени к их числу относят католицизм и различные формы протестантизма. Под действие ограничительных мер подпадают и другие религии – ислам, бахаизм.

Использование статьи 9 открывает перед лаосскими властями широкие возможности по дискриминации любых инаковерующих. Согласно отчету Государственного департамента США, в 1990-е годы полицейские ставили блокпосты, чтобы помешать христианам приезжать на богослужения. Часто инаковерующие арестовывались, у них изымались Библии, новообращенные помещались в тюрьмы на короткие сроки заключения.

Враждебность консервативного буддийского большинства переходам в христианство в значительной степени облегчает использование сомнительной статьи номер 9. В случаях, когда отказ от буддизма провоцирует напряженность между разными группами верующих, виноватыми объявляются те конфессии, которые не имеют исторических корней в Лаосе, после чего прозелитов наказывают по всей строгости закона. Положение христианства в этой ситуации оказывается крайне непрочным: так, католический епископ Луангпхабанга не имеет возможности жить в своем диоцезе; на севере Лаоса есть католики, но ни одного священника там нет; у Вьентьяна отсутствуют официальные отношения с Ватиканом.

Притом что власти стран Юго-Восточной Азии стремятся  укрепить свои связи с Вашингтоном, значение имеет то, что элиты многих из них сложились в период холодной войны. Противостояние с Соединенными Штатами, в которое были вовлечены Лаос и Вьетнам, существенным образом сказалось на отношении их правящих групп к исповеданию христианской религии. Возможно, по этой причине в наши дни вспышки подозрительности у власть предержащих вызывает образ жизни иностранцев-проповедников. В стремлении помешать их деятельности в Лаосе запретили ввоз на территорию страны Библии. Как следствие, полицейские обыскивают местные христианские общины, находят у них священные книги и конфискуют их.

По неофициальной точке зрения местных элит, христианство выступает в качестве орудия «внутреннего врага» для государств Индокитая. От взгляда чиновников не укрывается, что в эту религию чаще всего переходят представители этнических меньшинств, многие из которых на протяжении истории воевали с господствующими этносами Лаоса и Мьянмы. Христианство, таким образом, воспринимается как антиправительственная сила, даже если зарубежные проповедники хотели бы доказать властям обратное.

У радикальных буддистов Шри-Ланки, объединившихся в организацию «Боду бала сена», другая претензия к католичеству и протестантизму – историческая. Религиозные активисты уверены, что в колониальный период христианство навязывалось завоевателями. В июле 2014 года буддисты-радикалы потребовали от Папы Римского извиниться перед Шри-Ланкой.  В такой наступательной манере «Боду бала сена» отражает обвинения в нападениях на мусульман и христиан острова.

Помимо всех прочих, у жителей Индокитая имеется и еще одно основание для враждебности к христианству – финансовое. За исключением Таиланда, буддийские страны Юго-Восточной Азии не могут похвастаться экономическим благополучием. В этой связи приобретает значение, что миссионеры, как сообщает издание Phnompen Post, согласны платить новообращенным и «покупать» верующих. В терпимой по отношению к иностранцам Камбодже такая практика считается разрешенной, в более закрытом Лаосе борются с ней.

В последние десятилетия деньги в распространение своей веры активно вкладывают и мусульмане. Благотворительные организации этой религии предоставляют гранты на обучение в университетах Ближнего Востока для желающих обратиться в ислам. Буддийское общественное мнение раздражено религиозной экспансией. По мнению консерваторов, неравенство в финансовых возможностях различных конфессий справедливо компенсировать при помощи мер административного принуждения.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1591
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1512
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1282
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1455

Другие новости