На базах «Русской православной армии» спешно обучают добровольцев. Фото ИТАР-ТАСС
«Важно понять, чем на самом деле мотивируются… вооруженные формирования… в Горлицах, Донецке и Славянске, – заявил 13 июня в эфире передачи «Шустер.Live» на Первом национальном канале украинского телевидения глава Службы безопасности Украины (СБУ) Валентин Наливайченко. – Их лидеры и их ближайшее окружение вскормлены и отравлены идеологией евразийского фундаментализма... Опасность в том, что это в том числе базируется и исповедуется как новая волна православия – православный фундаментализм. На мой взгляд, это наибольшая угроза, которая вообще могла вырасти в головах тех, кто готовит, засылает и идеологически обосновывает эту войну против Украины».
Реакция со стороны Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) не заставила себя ждать. «Русская Православная Церковь не благословляла «Русскую православную армию» воевать за «русский мир», – сообщил 17 июня интернет-изданию Gordonua.com председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко. – Церковь осуждает так называемое политическое православие, когда в борьбе для достижения земных целей используют религиозную риторику и символику». При этом Коваленко признал, что, по сути, ополченцы Донбасса «пытаются привнести в геополитический конфликт еще и религиозную составляющую». 19 июня появилось «Обращение архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки (Коваленко) по поводу формирования подразделений «Русской православной армии», в котором иерарх УПЦ МП «официально обращался ко всем верным чадам епархии, что участие в подобных формированиях не благословляется». Кто же так напугал СБУ и священноначалие УПЦ МП?
Крестоносцы с востока
О появлении в Донбассе вооруженной группы под названием «Русская православная армия» стало известно 3 мая, когда появилось видеообращение, в котором ее представитель, выступавший в маске и бронежилете на фоне флага самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР), объявил о пленении советника главы Совета национальной безопасности Украины и руководителя донецкой «Самообороны» Николая Якубовича. Отпущенный спустя несколько дней Якубович подтвердил изданию «Главком», что «люди, которые его удерживали, представились «Русской православной армией». По словам лидера донецких бойцов евромайдана, знакомого с ситуацией в своем регионе, новая вооруженная группа – сменившая название «донецкая ячейка «Оплота», которая отмежевалась в свое время от харьковского «Оплота». (Эта военизированная организация в начале с.г. была главной силой, противостоявшей майдановцам на улицах городов юго-востока.) «У них около 100 активистов, – рассказал Якубович о «Русской православной армии». – В основном они состоят из украинцев. По крайней мере я не видел среди них пришлых… В их рядах много бывших военнослужащих, которые в свое время были наемниками в Российской армии, воевали в Чечне и Приднестровье».
В некоторых деталях, таких как повязка со священным текстом на голове бойца – недвусмысленное сходство с ближневосточными исламскими группировками. Фото Reuters (фрагмент) |
С другой стороны, Дмитрий Бойцов, которого группа «Русской православной армии» в соцсети «ВКонтакте» называет ее «основателем», весной с.г. получил известность как руководитель движения «Православный Донбасс». На сайте этого движения в настоящее время размещено объявление об идущем наборе в ряды «Русской православной армии», где указано: «Пока не будет освобожден каждый город, мы не можем останавливаться!» Получается, что «Армия» выросла из этого движения, тесно связанного с донецким «народным ополчением». Бойцов, по ряду упоминаний, являлся в начале мая его командиром. На сайте «Православного Донбасса» в разделе, посвященном движению, выложены датируемые мартом-апрелем фотографии его активистов в масках и камуфляже рядом со зданием донецкой обладминистрации, захваченной восставшими.
Как отметила 16 мая в репортаже на американнском новостном сайте nbcnews.com Альбина Ковалева, первой из журналистов пообщавшаяся с личным составом и командирами формирования, в Донецке «много вооруженных групп, но «Русская православная армия» является наиболее сплоченной». По ее словам, организация действительно «базируется на христианской религии и мотивируется чувством потерянных чести и побед, которое многие ощущают с тех пор, как 20 лет назад Советский Союз был уничтожен и Украина стала независимым государством». Командир «Армии» 33-летний Николай Верин заявил журналистке, что его организация была создана в феврале после победы евромайдана и выросла до 4 тыс. человек на востоке Украины (в интервью телепрограмме «Вести» 12 июня он сообщил уже о более 5 тыс. своих «штыков»), и что часть бойцов специализируется на разведке и захвате зданий, а другие – на их последующей обороне от атак украинской армии и МВД.
Повышенная религиозность членов «Армии» отмечена в репортаже о посещении ее казарм, который вышел 6 июня на телеканале Рен ТВ: «Во дворе казарм – часовня. Иконы повсюду. Особенно много их в столовой». Журналисты отметили неопытность многих ополченцев в военном деле. Очевидно, они увидели многочисленное пополнение, набранное за предыдущие недели в помощь костяку организации – не особо многочисленным ветеранам горячих точек.
О влиятельном положении «Русской православной армии» в самопровозглашенной ДНР рассказывалось в статье, вышедшей 17 июня в американском журнале Foreign Policy. Как отметил побывавший в Донецке репортер Алек Лун, «возникшие в апреле различные группировки повстанцев… к настоящему времени затмили три мощные вооруженные организации: батальон «Восток», «Русская православная армия» и «Оплот». Оценивая их силы, журналист сообщил, что «наиболее боеспособной организацией» является батальон «Восток» во главе с бывшим командиром спецназа СБУ Донецкой области «Альфа» Александром Ходаковским, а «Оплот» – последний по силе в этом триумвирате. Очевидно, исходя из числа и качества бойцов «Армии», именна она и «Восток» поделили блокпосты в Донецке. «Если за внешние посты отвечает «Русская православная армия»… то за укрепленные внутренние – батальон «Восток», – писал 9 июня репортер журнала New Times.
Представители группировки подчеркивают, что ее бойцы находятся не только в Донецке, но и в других городах самопровозглашенной республики. «Знамена c крестом «Русской православной армии» развеваются на блокпостах Славянска, Донецка, Макеевки и других городов Новороссии», – сообщил 12 июня в статье о посещении ее штаб-квартиры редактор сайта «Сегодня.Ру» Юрий Котенок. 17 июня запорожское интернет-издание «Сила слова» сообщило, что лидер мариупольских ополченцев Андрей Борисов (Чечен), погибший 12 июня в боях с украинской Национальной гвардией, и его бойцы, часть из которых также погибла, а часть попала в плен, также имели нашивки «Русской православной армии».
Русская «реконкиста»
Юрий Котенок отметил, что «Русскую православную армию» «ассоциируют с Павлом Губаревым – народным губернатором Донбасса». Интервью редактор интернет-издания брал у Губарева именно в штаб-квартире «Армии» – в бывшем здании СБУ Донецкой области. Здесь же «народный губернатор» давал неделей ранее интервью журналистам Рен ТВ, которые упомянули, что Губарев перенес сюда свой офис из здания Донецкой обладминистрации и вообще везде «передвигается в сопровождении автоматчиков, даже на территории своей (даже так! – «НГР») «Русской православной армии».
Надо отметить, что положение Павла Губарева в Донецке довольно своеобразно. 1 марта с.г. на митинге пророссийских сил он был провозглашен «народным губернатором» Донецкой области, но уже 6 марта арестован СБУ и вышел на свободу лишь 7 мая, когда было сформировано руководство Донецкой народной республики. В число вождей ДНР Губарев не вошел, но продолжал вести себя как один из лидеров региона. В итоге, как сообщили СМИ, 29 мая батальон «Восток» по приказу премьер-министра ДНР Александра Бородая окружил здание Донецкой обладминистрации, направив в его сторону спаренные зенитные орудия, и разоружил охрану Губарева и прочие находившиеся там «посторонние» вооруженные отряды, которые затем были выдворены из здания. 2 июня «народный губернатор» сообщил, что перебрался на базу «Русской православной армии», где он чувствует себя в большей безопасности.
Еще одна явная причина альянса «Русской православной армии» и «народного губернатора» – их общий настрой на экспансию за пределы Донбасса. 13 мая Губарев от лица возглавлявшегося им в феврале «народного ополчения Донбасса» заявил, что «создание Донецкой народной республики является первым шагом для дальнейшего освобождения и объединения юго-восточных русских земель Украины в новое независимое федеративное государство Новороссия». «Большинство одесских ополченцев сегодня сражаются в Донбассе, – развил свою мысль месяцем позже Губарев в интервью «Сегодня.Ру». – Они прибыли сюда из Одессы. И когда эти люди становятся в строй, они понимают, что это народное ополчение Новороссии». И, очевидно, рано или поздно надеются пойти с освободительной миссией на запад страны. С аналогичных позиций выступает и «Русская православная армия». 12 июня на пресс-конференции в Донецке Николай Верин сделал заявление о том, что в возглавляемой им «Армии» «начато формирование региональных подразделений», перечислив их: «Полным ходом идет создание специального Запорожского батальона. Практически полностью сформирован Харьковский батальон. Прибыли первые люди из Одессы, Николаева и Херсона». Из них, очевидно, будут создаваться части «Русской православной армии» для отвоевания соответствующих регионов Украины.
Символика «воинов Христовых» донбасского образца. Фото со страницы «Русской православной армии» в соцсети ВКонтакте |
«Народный губернатор» также апеллирует к Церкви. 9 июня на YouTube было размещено видео инструктажа, которым он напутствовал отправляющихся на фронт ополченцев. Среди прочего Губарев заявил, что «Русская Церковь благословила нас на ту войну, которую мы ведем». «Это война за Русский мир. Это война за Новороссию», – пояснил он.
«Русской православной армией» число подобных формирований в Донбассе не исчерпывается. 13 июня на сайте «Единое Отечество» появилось сообщение о том, что «усилиями боевого крыла Союза православных граждан Новороссии в Донецкой народной республике создан батальон «Православный восход», который входит в ополчение Новороссии». Соединение, в которое «входят православные верующие со всех областей бывшей Украины и особенно из Новороссии и воюющего Донбасса… уже принимало участие в боевых действиях, в том числе в районе Донецкого аэропорта, где некоторые бойцы получили ранения». Первые упоминания о действиях в Донецке «Православного восхода» появились в соцсетях еще в последних числах мая. В интервью телеканалу Russia Today глава Союза православных граждан Новороссии Валерий Кауров сообщил, что в батальоне состоят 300 человек, и его формирование продолжается. «Члены батальона живут на казарменном положении, есть база, где они размещаются», – добавил он.
Подобные идеологические настроения распространены и среди других ополченцев Донбасса. Например, в рядах сторонников ставшего 13 апреля «народным мэром» Славянска Вячеслава Пономарева. «Я успел поговорить с несколькими ополченцами из группы Вячеслава Пономарева, все они истовые православные, – отметил российский журналист Виталий Лейбин, побывавший в городе в конце мая. – Сам Пономарев говорит, что среди них есть даже и монахи». О погибшем в начале мая в Славянске командире одного из отрядов ополчения Сергее Журикове (позывной «Ромашка») его соратники сообщили, что до февраля он служил в Киево-Печерской лавре пономарем. В лавре эту информацию позже опровергли. «Однако три киевских священника, которые были на его похоронах, рассказали, что Сергей был в Славянске с миротворческой миссией от Киево-Печерской лавры», – написала 14 мая выходящая в Сумской области газета «Неделя».
В двадцатых числах июня, судя по выложенным ополченцами на YouTube видео, над передовыми блокпостами и исполкомом Славянска были подняты флаги с икононографическим изображением Нерукотворного Спаса. Еще одно такое знамя было 29 июня освящено в соборе города в присутствии министра обороны ДНР и командира ополченцев в Славянске Игоря Гиркина (Стрелкова).
След праворадикалов
Об участии в военных действиях в Донбассе заявляет еще одна организация, позиционирующая себя как «ультраправославная» – «Русское национальное единство», та его часть, которая после раскола в 2000 году осталась верна Александру Баркашову. «С самого начала противостояния ЦРУшной киевской хунте РНЕ посылало своих соратников в помощь братьям в Украину для борьбы с бандеровско-фашистской мразью, – говорится в записи на странице Баркашова в «ВКонтакте» от 10 мая. – Наши соратники создают по России добровольческие отряды РНЕ, в помощь борьбе с озверевшей киевской хунтой». 16 июня в аккаунте Баркашова были выложены фотографии этих бойцов, судя по всему, находящихся в Донбассе, – отряд из двух десятков бойцов в камуфляже, с нашивками с надписью «Русское национальное единство РНЕ» и восьмиконечным крестом.
Кроме того, РНЕ, судя по всему, имеет неплохие связи с лидерами ополченцев. Так, 7 мая СБУ опубликовала на своем сайте аудиозапись, как было заявлено, «разговора руководителя движения «Русское единство» А. Баркашова (г. Москва) с лидером незарегистрированной организации «Православный Донбасс» Д. Бойцовым (г. Донецк)». Речь шла о подготовке к референдуму 11 мая (10 мая, как раз накануне голосования, появилось видеообращение «Русской православной армии», заявившей, что обеспечит защиту его проведения). Баркашов прокомментировал это в «ВКонтакте» следующим образом: «СБУ выложила запись разговора руководителя народного ополчения Донецка и Баркашова… Только дело в том, что я в Донецке и могу с Димой обговорить все лично за чашкой чая». В свою очередь, на сайте «Православного Донецка» выложена фотография, на которой люди в камуфляже и масках позируют у входа в здание донецкой обладминистрации с большим плакатом «Дугину А.Г. и Баркашову А.Л. от «Православного Донецка» (видимо, выражение некоей признательности).
В опубликованном 7 июня на сайте информагентства «Новороссия» интервью Павел Губарев так прокомментировал ходившие с начала марта слухи о его членстве в РНЕ: «Я действительно в молодости состоял в движении «Русское национальное единство» (А. Баркашов). Но это было 12 лет назад, а я был молод и горяч. Благодарен этой организации за военную подготовку – в армии Украины такую не дают». «Называю себя русским националистом, – уточнил далее он, – однако с оговоркой, что настоящий русский национализм не этнический, а духовный, всечеловеческий».
Получается, что в регионах Украины, где происходит вооруженный конфликт, активное участие принимают группы, не нашедшие своего места в условиях мирного времени и в рамках признанных общественных институтов постсоветского пространства. Православная идея в их системе мировоззрения задействована в той мере и в той экзотической форме, которая встроена в концепцию радикального имперского реванша.