0
3830
Газета Интернет-версия

18.06.2014 00:01:07

Азы Реформации для русского читателя

Игумен Петр (Мещеринов)

Об авторе: Игумен Петр (Мещеринов) – публицист, писатель, богослов, настоятель подворья Данилова монастыря в селе Долматово Московской области.

Тэги: христианство, реформация, книга, лютер, протестантизм


христианство, реформация, книга, лютер, протестантизм

Ганс Шварц. Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды. – М.: ББИ, 2014. – xii + 244 с.

Вышедшая книга – одна из «первых ласточек», призванных заполнить весьма существенную лакуну, имеющуюся в русскоязычном богословском пространстве. Дело в том, что у нас почти нет книг, рассказывающих о сути и особенностях, о происхождении и развитии протестантизма – второй по числу приверженцев христианской конфессии. Все существующие тексты либо полемичны, либо обнаруживают удивительное незнание предмета, понимая под протестантизмом в лучшем случае баптизм, а главным образом современные неопротестантские течения. Между тем появление протестантизма – вовсе не чьи-то «козни» и не «апостасия», а признак взросления христианства в его историческом развитии. Многие вещи, содержащиеся в церковной жизни в потенции, были актуализированы протестантизмом (прежде всего это сфера личной христианской свободы и ответственности и границы авторитета церковных институций). Поэтому очень важным представляется появление книги, излагающей жизнь и богословие одного из родоначальников протестантизма – Мартина Лютера – с нейтрально-благожелательных позиций.

Понимание процессов, происходящих в Римско-Католической Церкви начала XVI века, и ответа на них раннего протестантизма тем более актуально, что сегодня, судя по многим признакам, и перед Православной Церковью встают многие проблемы, через которые прошли католицизм и ранний протестантизм. Я имею в виду нынешнее состояние церковной пастырской педагогики, вопросы соотношения внешнего и внутреннего, личного и соборного в Церкви, вызовы секуляризма и т.д.

К несомненным достоинствам этой книги относится понятное изложение богословия Лютера. Это непростая задача – ведь Лютер не был систематическим богословом. Автор книги справедливо отмечает: «Лютера интересует не умозрительное, а связанное с практической человеческой жизнью богословие» (с. 58). И основные постулаты такого практического богословия Ганс Шварц интерпретирует очень удачно: «Верить – значит быть уверенным в слове Божием, а не в самом себе как верующем». «Верующий человек не автономен, он «теономен», то есть источником и целью его жизни является Бог» (стр. 79). Третья глава книги («Вера и разум») при вдумчивом чтении высвечивает для православного читателя вопрос о различном понимании веры в раннем протестантизме и православии. В четвертой главе («Божественная сущность Бога») правильная и корректная постановка автором сложных богословских вопросов дает читателю импульс к дальнейшему самостоятельному их исследованию. Очень важна шестая глава – «Упорядочивающее действие Бога», содержащая совсем нехарактерный для нашей традиции богословского мышления взгляд на соотношение общества, государства и Церкви. В главе «Закон и Евангелие», содержащей центральную для Лютера проблематику, эта сложнейшая тема изложена вполне доступно, причем автором не скрыты недоговорки и противоречия лютеровского учения. Лучшая глава книги – девятая, «Церковь и Таинства». Здесь доступно и ясно изложена христианско-церковная парадигма, для православных верующих новая, незнакомая, а поэтому порой совершенно не понимаемая.

Переходя к критике, нужно отметить следующее. По большей части это недостатки не самой книги, а ее «взаимодействия с контекстом». Книга, во-первых, написана немцем и для немцев – то есть предполагает укоренение читателя в своей традиции; а во-вторых, она скорее повествовательная – в то время как русскому читателю нужны более простые и более систематические работы, объясняющие азы незнакомой ему западной богословской мысли эпохи Реформации. И желательно, чтобы такие работы были написаны русскими авторами.

Порадовался общей добротности и качеству перевода. Недостатки касаются частностей, но среди них есть важные частности. Например, следует хорошо разграничивать русские понятия «реформаторский» и «относящийся к Реформации». Первое понятие приобрело узкий смысл, указывающий на учение и деятельность швейцарских реформаторов Цвингли и Кальвина; второе понятие более широкое.

В целом же книга Ганса Шварца «Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды» весьма хороша и, несомненно, послужит расширению богословского кругозора заинтересованного читателя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1176
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1194
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
1673
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
1556

Другие новости