Ганс Шварц. Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды. – М.: ББИ, 2014. – xii + 244 с.
Вышедшая книга – одна из «первых ласточек», призванных заполнить весьма существенную лакуну, имеющуюся в русскоязычном богословском пространстве. Дело в том, что у нас почти нет книг, рассказывающих о сути и особенностях, о происхождении и развитии протестантизма – второй по числу приверженцев христианской конфессии. Все существующие тексты либо полемичны, либо обнаруживают удивительное незнание предмета, понимая под протестантизмом в лучшем случае баптизм, а главным образом современные неопротестантские течения. Между тем появление протестантизма – вовсе не чьи-то «козни» и не «апостасия», а признак взросления христианства в его историческом развитии. Многие вещи, содержащиеся в церковной жизни в потенции, были актуализированы протестантизмом (прежде всего это сфера личной христианской свободы и ответственности и границы авторитета церковных институций). Поэтому очень важным представляется появление книги, излагающей жизнь и богословие одного из родоначальников протестантизма – Мартина Лютера – с нейтрально-благожелательных позиций.
Понимание процессов, происходящих в Римско-Католической Церкви начала XVI века, и ответа на них раннего протестантизма тем более актуально, что сегодня, судя по многим признакам, и перед Православной Церковью встают многие проблемы, через которые прошли католицизм и ранний протестантизм. Я имею в виду нынешнее состояние церковной пастырской педагогики, вопросы соотношения внешнего и внутреннего, личного и соборного в Церкви, вызовы секуляризма и т.д.
К несомненным достоинствам этой книги относится понятное изложение богословия Лютера. Это непростая задача – ведь Лютер не был систематическим богословом. Автор книги справедливо отмечает: «Лютера интересует не умозрительное, а связанное с практической человеческой жизнью богословие» (с. 58). И основные постулаты такого практического богословия Ганс Шварц интерпретирует очень удачно: «Верить – значит быть уверенным в слове Божием, а не в самом себе как верующем». «Верующий человек не автономен, он «теономен», то есть источником и целью его жизни является Бог» (стр. 79). Третья глава книги («Вера и разум») при вдумчивом чтении высвечивает для православного читателя вопрос о различном понимании веры в раннем протестантизме и православии. В четвертой главе («Божественная сущность Бога») правильная и корректная постановка автором сложных богословских вопросов дает читателю импульс к дальнейшему самостоятельному их исследованию. Очень важна шестая глава – «Упорядочивающее действие Бога», содержащая совсем нехарактерный для нашей традиции богословского мышления взгляд на соотношение общества, государства и Церкви. В главе «Закон и Евангелие», содержащей центральную для Лютера проблематику, эта сложнейшая тема изложена вполне доступно, причем автором не скрыты недоговорки и противоречия лютеровского учения. Лучшая глава книги – девятая, «Церковь и Таинства». Здесь доступно и ясно изложена христианско-церковная парадигма, для православных верующих новая, незнакомая, а поэтому порой совершенно не понимаемая.
Переходя к критике, нужно отметить следующее. По большей части это недостатки не самой книги, а ее «взаимодействия с контекстом». Книга, во-первых, написана немцем и для немцев – то есть предполагает укоренение читателя в своей традиции; а во-вторых, она скорее повествовательная – в то время как русскому читателю нужны более простые и более систематические работы, объясняющие азы незнакомой ему западной богословской мысли эпохи Реформации. И желательно, чтобы такие работы были написаны русскими авторами.
Порадовался общей добротности и качеству перевода. Недостатки касаются частностей, но среди них есть важные частности. Например, следует хорошо разграничивать русские понятия «реформаторский» и «относящийся к Реформации». Первое понятие приобрело узкий смысл, указывающий на учение и деятельность швейцарских реформаторов Цвингли и Кальвина; второе понятие более широкое.
В целом же книга Ганса Шварца «Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды» весьма хороша и, несомненно, послужит расширению богословского кругозора заинтересованного читателя.