- Отец Дорофей, может ли приход к власти пророссийской оппозиции привести к усилению давления РПЦ на религиозные объединения Абхазии?
- Во-первых, я бы уточнил, что оппозицию, которая сегодня пришла к власти в Абхазии, нельзя охарактеризовать как всецело «пророссийскую». Речь должна идти об определенном круге людей в оппозиции, которые настроены на налаживание, мягко говоря, «нового формата» отношений с Россией. И это крыло оппозиции всегда защищало меркантильные интересы РПЦ в Абхазии, и жестко выступала против нас, т.е. одного из православных объединений Абхазии – Священной Митрополии Абхазии (далее СМА), стремящейся к отделению от Грузинской Православной Церкви и воссозданию самостоятельной Церкви в Абхазии. В случае прихода к власти этой части оппозиции, чего исключать нельзя, безусловно, будет усиливаться давление РПЦ на религиозные объединения Абхазии, и главным образом на СМА. Однако чувство «страха» нами преодолено давно. Поскольку непрекращающийся со дня проведения в мае 2011 года Церковно-Народного собрания в Новом Афоне тяжелый пресс на представителей СМА (к примеру, нас уже запрещали дважды в священнослужении, а сейчас, на второй день после отставки президента Абхазии, приезжала «делегация» от Сухумо-Пицундской епархии, т.е. о. Виссариона Апплиа, с «ультиматумом» упразднить СМА или покинуть Новоафонский монастырь) только укрепил наш дух.
- Прослеживается ли в протестах действие религиозного фактора, принимают ли в них участие клирики?
- Думаю, прямой связи религиозного фактора с протестами, которые имели место на прошлой неделе в Абхазии, не прослеживается. Косвенно да. Резкий разворот экс-президента Анкваба в «церковной политике», простите за это словосочетание, в сторону РПЦ, который был озвучен им на Абхазо-российском форуме в мае 2013 года, вызвал недовольство у представителей и сторонников СМА. Поэтому многие члены Совета СМА принимали самое активное участие в протестах, которые имели место в Абхазии. Я был единственным клириком, которые пришел на Народный сход, чтобы выразить свой протест против не только религиозной политики Анкваба, но и вообще его деятельности как главы государства. Все остальные абхазские священники «молились» в удаленных от Сухума, где проходил Сход, храмах. Однако при том, что и меня возмутило поведение Анкваба, который собрал вокруг президентского дворца своих сторонников и отказался выйти к народу, я был категорический против и силовых, неконституционных действий представителей оппозиции. Обо всем этом я высказался публично в тот же день. Благодарю Бога за то, что Он миловал наш народ, и мы избежали кровопролития, и молю Его, чтобы последние события в Абхазии стали уроком как для тех кто лишился власти, так и для тех, кто к ней стремится.
- Как вы оцениваете религиозную политику президента Анкваба?
- На этот вопрос я уже отчасти вам ответил. Дополню еще одним малоизвестным фактом, который хорошо иллюстрирует религиозную, как вы говорите, политику Анкваба. Как известно, в марте этого года в Стамбуле прошла Ассамблея Предстоятелей всех Православных автокефальных Церквей. На ней было принято решение о созыве Всеправославного Собора в 2016 г. Накануне этой Ассамблеи представители СМА обратились к экс-президенту Абхазии А. З. Анквабу и министру иностранных дел В. А. Чирикба с предложением направить письмо в адрес Собрания глав Православных Церквей. Анкваб ответил, что, если представители СМА обратятся к нему вместе с иереем Виссарионом Аплиа и «его сторонниками», и будут просить вместе, чтобы он направил такое обращение, он это сделает. Отец Виссарион поддержал инициативу СМА. Представители СМА и Сухумо-Пицундской епархии встретились с президентом, где при нем подписали текст совместного обращения. Президент дал обещание направить письмо от своего лица на имя Собрания глав Автокефальных Православных Церквей. Однако на следующий день, это было 7 марта с.г., когда выяснилось, что президент не направит никакого обращения, представители СМА и Сухумо-Пицундской епархии вновь встретились с ним. Разговор закончился тем, что президент предложил абхазскому духовенству «согласовать свои действия с Московской Патриархией». Таким образом, была упущена очередная возможность обратить внимание руководителей всех автокефальных Православных Церквей в мире на абхазскую церковную проблему.