0
11272
Газета Интернет-версия

21.05.2014 00:01:00

Буддисты собираются в кулак

Тэги: индокитай, шриланка, азия, мьянма, буддизм, монахи, радикализм


индокитай, шри-ланка, азия, мьянма, буддизм, монахи, радикализм В странах Юго-Восточной Азии буддийских монахов часто можно видеть в авангарде массовых беспорядков. Фото Reuters

Напряженность на западных границах мусульманского мира – революции, конфликты вокруг нелегальной миграции – давно стала одной из главных тем международных новостей. Между тем на Востоке приверженцы ислама сталкиваются с давлением, способным привести к не менее кровавым последствиям. В 2010-е годы оформилась тенденция к становлению воинственного буддийского национализма: радикалы Индокитая и Шри-Ланки обвиняют мусульман в том же, в чем и европейские крайне правые, и угрожают изгнать со своей земли.

Два исторических события дали импульс к формированию буддийского национализма в юго-восточной части Азии. Первое из них – победа в 2009 году народа сингалов в гражданской войне на Шри-Ланке. Второе – либерализация политического режима в Мьянме. Последствия, как ни удивительно, оказались схожими: переформатирование гражданской нации вокруг ее большинства. Вскоре в тропических государствах участились нападения на представителей религиозных меньшинств; своего пика межобщинные столкновения достигли в 2012–2014 годах, когда более 140 тысяч мусульман вынуждены были покинуть свои дома.

Одна из наиболее щекотливых тем, имеющих отношение к межрелигиозным столкновениям в Южной Азии, касается роли буддизма в происходящих событиях. Согласно учению этой религии, непричинение вреда живым существам является одним из высших духовных обетов. Вместе с тем местные клирики находят способы согласовать этот принцип с проповедью розни. «Когда монахи говорят народу, что насилие – это нормально, что оно способно создавать кармические заслуги, это оказывает существенное влияние», – пишет один из ведущих специалистов по буддизму Майкл Джеррисон.

Следует отметить, что терпимость буддистов Юго-Восточной Азии к насилию напрямую связана с тем, что для этого региона характерны локальные традиции понимания этой веры. Особенно привержена им Шри-Ланка, где буддийским священным писанием считается один из местных текстов, «Махавамса». В нем, например, говорится о массовых убийствах тамилов, имевших место в прошлом в самых недвусмысленных выражениях: «Неверующими и людьми дурной жизни они были, ничем не лучше зверей. Убийство таких – не препятствие на пути к Небу».

Высказывания, звучащие на первый взгляд совершенно не по-буддийски, позволяет соединить с догматикой вероучения одна лазейка. Согласно интерпретации, предлагаемой местным духовенством, насилие не может рассматриваться в отдельности от мотивов, стоящих за его осуществлением. Как следствие, признаются исключения, при которых убийство не только допустимо, но и оправданно: если мусульмане ведут себя агрессивно, разрешается не только защищаться от них, но и нападать превентивно.

В наши дни радикальный буддизм, представленный мьянманским «Движением 969» и шри-ланкской «Буддийской силой», набирает обороты. В островном государстве буддисты атакуют мечети, дома мусульман, а также церкви. Часто в ход идут экономические методы: радикалы пытаются вытеснить исламские фирмы с рынка. К слову сказать, мусульманский бизнес, контролирующий промышленность, наравне со сверхвысокой рождаемостью в исламской среде националистами считается основной опасностью для страны.

К настоящему времени риторика «Буддийской силы» может показаться неотличимой от заявлений европейских крайне правых, что диктует и общую повестку дня. На протяжении последних лет объединение ведет борьбу с сертификацией халяльной продукции на острове. Распространение этой практики, по мнению радикалов, – шаг к «введению шариата». Противостоять пугающей тенденции следует, поддерживая буддизм, просто потому, что это вера предков.

Религиозные столкновения – в августе 2013 года по этой причине в столице был введен комендантский час –  стали на Шри-Ланке обыденным явлением. «Буддийская сила» стремится держаться в стороне от стычек, ограничиваясь пропагандой, и все же в этом году объединение внесли в список террористических организаций.

Ситуация в Мьянме представляется еще более опасной, чем на Шри-Ланке, поскольку мусульман в ней больше. Буддийское большинство обвиняет мусульманских жителей государства, известных как рохинджья, в незаконном проникновении на территорию государства. Де-факто Мьянма столкнулась с проблемой нелегальной миграции, причем в утрированной форме: к настоящему времени более миллиона приверженцев ислама живет на ее территории, не имея гражданства. Предложения местных радикалов просты: выслать рохинджья на их историческую родину, в Бангладеш.

Религиозную подпитку ненависти к мусульманам со стороны коренного населения дает буддийский проповедник Ашин Вирату, сам себя называющий «буддийским Бен Ладеном». Экстравагантный клирик, семь лет проведший в мьянманской тюрьме за разжигание розни, после освобождения выжил в теракте, организованном исламистами. Приверженцев мусульманства монах называет не иначе как «сумасшедшими собаками». «Можно быть полным любви и доброты, но если рядом с вами бешеная собака, то что, вы ляжете спать рядом с ней?» – спрашивает он.

Вирату и его сторонники, образовавшие «Движение 969», уверены, что мусульмане готовы применить против буддистов свое главное оружие – рождаемость. На этом фоне в Мьянме с тревогой следят за развитием ситуации вокруг Крыма. Бангладешская пресса открыто предлагает рохинджья провести референдум и отделиться. Со своей стороны, буддисты подобную перспективу находят пугающей.

В последние месяцы в отношениях буддистов азиатского региона наметился перелом. В марте с.г. Вирату прибыл с визитом на Шри-Ланку, где его приняла «Буддийская сила». Ранее, в 2013 году, по настоянию того же объединения на острове был изъят из продажи номер журнал Time, в котором буддийский лидер назывался «лицом террора», ответственным за жертвы среди рохинджья. Акты солидарности между верующими двух государств позволяют говорить о тенденции: национал-буддисты разных стран признают друг друга.

В этой связи объяснимо, что идеи Вирату получают одобрение и среди буддийских этнических меньшинств Мьянмы, готовых выступить против мусульман вместе с главным этносом – бирманцами. Так, «Организация религиозной защиты народа каренов» опубликовала декларацию, в которой потребовала запретить продажу мусульманам домов и земли.  Авторы воззвания убеждали своих единоверцев «покупать только буддийское». 

В связи с радикальной инициативой каренов представляет интерес предложение мьянманского депутата Тейна Ньюта запретить браки буддистов и небуддистов, о чем писала «НГР» в номере от 05.02.14. Спорный законопроект, находящийся на рассмотрении в парламенте, вероятнее всего не будет принят, вместе с тем он уже стал причиной международного скандала.

Отношение властей к буддийскому радикализму в двух его главных очагах – Мьянме и Шри-Ланке, несмотря на сходство между вероучениями, следует признать различным. Правительство индокитайского государства, ищущее сближения с США, предпринимает усилия по поддержке мусульманских меньшинств и сдерживанию экстремистов, хотя его действия зачастую называют недостаточными. Коломбо, напротив, де-факто поддерживает радикалов, позволяющих себе выпады не только против мусульманского, но и христианского меньшинства острова.

К настоящему времени буддийский радикализм существенно подпитывают тесные двусторонние связи, существующие между Мьянмой и Шри-Ланкой. Вместе с тем у этого течения есть перспективы распространиться и на весь Индокитай. В Лаосе в текущем году отмечены случаи нападения на христиан с целью их насильственного обращения в буддизм. Наиболее характерный пример – изгнание 8 христианских семей из лаотянского Натахалла: по утверждению пострадавших, их называли приверженцами «американской религии» и обещали отправить за решетку при первом удобном случае. Ранее столкновения между мусульманами и буддистами привели к фактической гражданской войне в Таиланде. С 2004 по 2011 год жертвами боев стали не менее 6 тысяч человек.

В сложившихся условиях естественный предел распространению радикальных настроений ставит только атеистическая инерция: в трех государствах Индокитая из семи в течение последних 50 лет к власти приходили отрицатели любой веры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1031
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
874
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
812
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
528

Другие новости