В Африке существуют лагеря, куда отселяют малолетних «ведьм» и «колдунов». Фото с сайта www.across-outreach.org
Обвинения детей в колдовстве переживают настоящий бум в Африке. В Центрально-Африканской Республике (ЦАР), Габоне, Чаде и Камеруне ведовство считается преступлением, за которое полагается тюремный срок. По данным ООН, свыше 80% дел в сельских судах ЦАР напрямую связано с колдовством и 75% находящихся в тюрьмах – колдуны. Решение о том, кто является ведуном, принимает судья на основании личного опыта. Но хуже, если дело вообще не доводится до суда: с колдунами расправляются толпы, а судьбу своих детей, иногда самым драматическим образом, решают родители.
13-летняя девочка Эстер из Конго была выброшена на улицу собственными родственниками. Она рассказывает, что в колдовстве ее обвинили сводные братья и сестры. «Однажды моей мачехе стало плохо после двухдневного молитвенного бдения. Братья сказали, что я околдовала ее. Я не понимала, о чем они говорят, и все отрицала. Они продолжили обвинять меня, и вот я лишилась дома». Похожий случай произошел с 10-летним Роджером. «Моя мама уехала далеко, когда я был еще маленьким. Мой папа был очень слаб. Его новая жена часто била меня, приговаривая, что я колдун. Она считала, что мой отец болеет из-за меня. В конце концов она выгнала меня из дома». «Мои родители умерли, дедушка заболел, моя тетка обвинила меня в том, что я ведьма: «Почему все кругом болеют? Они страдают из-за тебя», – рассказывает Наоми из Киншасы.
В отчете ООН распространение обвинений против детей в колдовстве увязывается с проблемой «лишних ртов». Вместе с тем, чтобы понять африканцев, следует принять во внимание их религии, приемлющие магическое видение мира. Согласно ему, сверхъестественные силы постоянно находятся рядом, при этом их цели вполне мирские. Такое несчастье, как поломка автомобиля, вполне может быть вызвано духами. При этом силам зла нужны люди, чтобы жить внутри их тел. Такие невольные носители тьмы для окружающих якобы смертельно опасны.
«Я боюсь моего ребенка. Он колдун. Он убил уже двух своих братьев и сможет убить и меня», – говорит нигерийская женщина, объясняющая, почему она желает отказаться от своего чада. По данным ООН, в Нигерии в нулевые годы более 15 тыс. детей было обвинено родственниками в причастности к черной магии. По меньшей мере тысяча несовершеннолетних была убита.
В современной Африке распространено представление, что СПИД передается не половым путем, а посредством ворожбы. К самим колдунам, даже невольным, относятся так же, как к носителям этого недуга. Начиная с 1980-х годов в Гане существуют лагеря, куда родственники отселяют «колдунов». По данным Christian Science Monitor, среди заключенных практически нет мужчин: 1000 женщин и 700 детей. Не менее часто детей просто отправляют на улицу: в Конго известны банды, целиком состоящие из детей, обвиненных в колдовстве. «Детей-колдунов» продолжают опасаться и на улицах. Страх перед детьми, приносящими несчастья, распространился в стране с конца 1990-х годов, когда одна из сторон гражданского конфликта вооружила несовершеннолетних и дети-солдаты наводнили столицу страны Киншасу.
В правоохранительных органах Евросоюза отмечают, что рост обвинений в колдовстве против детей стал тенденцией и за пределами Черного континента. В Лондоне зафиксировано свыше 80 случаев насилия против детей, подозревавшихся в черной магии, главным образом в семьях выходцев из Конго. Несовершеннолетних бьют, пытают, иногда убивают по обвинению в ворожбе. Нередко их отсылают на родину в Африку, поскольку в Британии их магическое «лечение» невозможно. На Черном континенте экзорцизмы с готовностью проводят протестанты. Используя веру африканцев в то, что мир населен духами, проповедники объясняют им, что способны изгонять нечистых отовсюду. «Именно практика экзорцизма в 1990-е и нулевые годы обеспечила успех протестантским Церквам в Африке», – считает антрополог Сандра Фанселло.
«Ведьмы и колдуны, они уже начали бояться. Я никогда не даю им отдыха», – говорит нигерийка Хелен Укпабио из Евангельской свободной Церкви. Она одна из самых знаменитых «охотниц на ведьм» в современном мире. В конце 1990-х годов о Хелен сняли фильм «Конец злу». Кассеты с ее отчитками имеют широкое хождение на Черном континенте.
По данным Би-би-си, проведение экзорцизма является выгодным бизнесом. Простое диагностирование «порчи» стоит несколько десятков долларов. Изгнание может обойтись в сумму от 300 до 2000 долл. Родители, не желающие выгонять своих детей на улицу, иногда водят их на отчитку несколько раз. А некоторые считают, что выгонять детей невыгодно: власти могут найти ребенка и насильно возвратить его родителям, поэтому лучше его «лечить».
«Пастор не давал мне ни еды, ни питья, он говорил, что иначе демон внутри меня окрепнет», – вспоминает Паскаль, ребенок, прошедший отчитку в одной из церквей. Опыт оказался неудачным: ребенка выгнали из дому, и теперь он живет в детском приюте. Изгнание нечистой силы, по его свидетельству, подразделяется на два этапа: помещение в церковь и магическая процедура. Молитвенные дома превращаются в настоящие тюрьмы, где обвиненные дети проводят многие дни. Затем, в ходе ритуала, детей заставляют пить кровь голубей, впрыскивают в уши и глаза бензин. Иногда проповедник бьет ребенка, рассчитывая «выдавить» из него нечистую силу самым «простым» образом.
В последние годы практика экзорцизма существенно обогатила конгрегации, многие из которых возникли всего несколько десятилетий назад. Проповедники воздействуют на массовую культуру посредством теле- и радиоканалов, где транслируют сцены экзорцизма, поражающие воображение европейских туристов. Купить подобные кассеты можно и в Европе, в специализированных магазинах для выходцев из африканских стран. Антиклерикалы утверждают, что нередко именно пастор выступает в качестве обвинителя, указывающего на того, в ком якобы содержится нечистая сила. На них возлагают ответственность и за случаи самооговора детей.
«Меня зовут Мамийя, и мне 16 лет, – говорит одна из девочек. – Я стала ведьмой из-за моего друга Комазулу. Однажды он дал мне манго. С тех пор я присоединилась к группе ведьм. Ночью мы летаем на нашем самолете, сделанном из коры мангового дерева, в дома наших жертв. Когда я летаю по ночам, то принимаю образ таракана. Комазулу работает пилотом. Он совершает и убийства. Он дает мне плоть и кровь, чтобы я ела и пила их. Иногда он дает мне руку, иногда ногу. Лично я предпочитаю ягодицы. Кусочек мяса я сохраняю для бабушки, она тоже ведьма. А вот мама не знает ни о чем». «Я съела не менее 800 человек, – признается другая «ведьма». – Я сделала так, чтобы они попадали в авто- и авиакатастрофы. Русалка, с которой я заключила договор, перенесла меня в Бельгию, в порт Анвер. Иногда я путешествую на ручке от метлы, а иногда на кожуре авокадо. По ночам, когда это происходит, мне 30 лет. Мой отец потерял работу инженера из-за меня, а потом я убила его, при помощи русалки». 12-летний мальчик дает абсурдные объяснения, почему, будучи «колдуном», он «ест» людей: «В человеческом теле все полезно. Кровь – подобна топливу или красному вину. Позвоночник – это радио, мобильный телефон, из волос можно сделать матрас и спать на нем».
Для африканцев реальность колдовства настолько несомненна, что борьба правительств некоторых стран, например Конго, оказывается полностью неэффективной. Власти этой страны приняли закон, запрещающий обвинение несовершеннолетних в колдовстве. Однако закон не исполняется. Более того, борьба с детьми-колдунами перешла границы Африки, распространившись через африканские общины в Европу и Азию.