Президент Мадуро (справа) уже наладил взаимоотношения с кардиналом Паролином (в центре). Фото Reuters
Президент Венесуэлы Николас Мадуро попросил Папу Франциска направить в Каракас посредника для ведения переговоров с оппозицией – госсекретаря Ватикана Пьетро Паролина. Столкновения противников и сторонников действующей власти продолжаются в государстве начиная с февраля с.г. и унесли жизни 39 человек. Посредниками при урегулировании конфликта ранее выступили южноамериканские страны, входящие в объединение UNASUR, но безуспешно. С марта Николас Мадуро настаивает на том, чтобы власть и оппозицию мирила Католическая Церковь.
Особенность ситуации в Венесуэле заключается в том, что местные епархиальные власти плохо подходят для роли посредников. По мнению Мадуро, которое разделял и Уго Чавес, епископы подавляющего большинство диоцезов – «противники революции». Зато Святой Престол с его призывами оказывать помощь бедным в Каракасе считают «левым». Мадуро, успевший встретиться с Папой Франциском, гордится этим знакомством: время от времени президент вставляет шутки о «закадычном друге» в свои выступления.
В добрых традициях Уго Чавеса, обращаясь к своим избирателям в прямом эфире, Мадуро вспоминает и о другом высокопоставленном клирике – Паролине. Прежде чем стать госсекретарем Ватикана, тот исполнял обязанности представителя Папы в Венесуэле. «Паролин! Пусть приезжает Паролин!» – заявил Мадуро, обращаясь к оппозиции. Подобно властям, участники протестов признают авторитет Католической Церкви.
Оппозиционное движение в Венесуэле, сторонники которого призывают к досрочной отставке Мадуро, в последние недели сталкивается с существенными внутренними проблемами, напоминающими разлад среди российских несогласных. К началу марта стало ясно, что обещание вывести на улицу миллионы, данное лидерами протеста, выполнить не удалось, и на этом фоне конфликты между противниками Мадуро усугубились. Сторонники оппозиции, единые в том, что боливарианский социализм ведет Венесуэлу в тупик, расходятся в том, как поступать дальше. Согласно мнению непримиримых, ликвидация социализма должна быть полной, по предложению умеренных – ограниченной. Серьезная проблема оппозиции, на которой играет Мадуро, – это ее социальная однородность. Противники чавизма принадлежат к образованным городским классам, пропаганда среди людей физического труда дается им тяжело. Власти противопоставляют социальные группы друг другу. «Почему никто не протестует в кварталах для бедных, все стычки только в местах, где живут представители верхов среднего класса?» – задает риторический вопрос Хорхе Родригес, чавистский префект одного из районов Каракаса.
На фоне явного ослабления оппозиции власти обратились к тактике точечных репрессий, которую применяют не без успеха. В тюрьму были брошены несколько десятков протестующих, включая лидера их непримиримого крыла Леопольдо Лопеса. Многие из противников Мадуро отказываются вести переговоры с властями до тех пор, пока оппозиционеры не будут выпущены на свободу, но, судя по реакции властей, ожидать этого в ближайшем будущем не приходится.
К настоящему времени остается неясным, согласится ли второй человек в Ватикане прибыть в Венесуэлу, чтобы стать посредником в ходе переговоров, успех которых вызывает сомнения. Но что бы ни решил Святой Престол, остаться в стороне от венесуэльского конфликта у Церкви не получится. По мнению издания El Pais, Мадуро ставит Ватикан в положение, при котором отказаться от миссии посредничества невозможно. И делает это в тот момент, когда шансы оппозиции обернуть противостояние в свою пользу выглядят минимальными.