Верующие Украинской Греко-Католической Церкви воспринимают смену власти в Киеве в провиденциальном ключе. Фото Reuters
«Стало сложнее говорить о проведении в ближайшем будущем встречи Папы Римского с Патриархом Московским, – заявил в интервью американскому изданию National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). – Необходимо подождать, пока зарубцуются недавно нанесенные раны». Он пояснил, о каких и кем нанесенных «ранах» идет речь: «В нынешнем гражданском противостоянии (в Украине. – «НГР») греко-католики сразу же заняли позицию одной из сторон… По сути, речь идет об очередном крестовом походе против православия».
Как отметил в комментарии «НГР» религиовед, доцент Львовского государственного университета Андрей Юраш, «ничего неожиданного» в заявлении митрополита Илариона нет. «В отношениях Московского Патриархата и Ватикана за последние 25 лет, – говорит Юраш, – тема греко-католиков была на протяжении всего этого периода наиболее острой. Начиная с 1988–89 годов, когда греко-католики начали восстанавливать свои позиции и легализовываться, постоянно звучат заявления о том, что они являются главной угрозой Русской Православной Церкви в Украине».
Ситуацию обострила смена власти в Киеве, отношение к которой у Московского Патриархата и Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) оказалось полярным. 7 апреля Патриарх Кирилл, совершив литургию у места упокоения Патриарха времен революции и Гражданской войны Тихона (Белавина), провел исторические параллели: «Последние события в Украине, страшные картины революционного бунта в столице, убиенные люди, смятенные духом и сознанием – все это в малой степени помогает понять, что происходило в то время в России». В тот же день глава РПЦ в проповеди в Благовещенском соборе в Москве сказал, что «превращение небольшого княжества Московского в ядро великого государства от океана до океана» было богоугодным подвигом: «Освоение Великой Руси было подобно некоему духовному деланию». В этих словах украинские комментаторы услышали апологию «имперской идеи».
В то же время УГКЦ проявила едва ли не наибольшую среди украинских Церквей ревность в апологии майдана. С начала декабря 2013 года преподаватели и учащиеся греко-католических семинарий принимали участие в митингах в центре Киева, ее храмы и монастыри в столице открыли свои двери протестующим (см. «НГР» от 18.12.13). Кафедральный собор УГКЦ в дни протестов приобрел неофициальное название «Патриарша крыивка». Слово «крыивка» обычно употребляется для обозначения «схронов» Украинской повстанческой армии. Видимо, дело в том, что для ночлега митингующих были отведены подвальные помещения собора. Согласно репортажу Радио «Свобода» от 23 декабря 2013 года, в главном храме греко-католиков начиная с 1 декабря нашли приют 5 тыс. участников евромайдана, в основном – выходцев из Западной Украины, целыми поездами приезжавших тогда в Киев для участия в протестах. «Я думаю, что ежедневно до половины людей на майдане – это члены нашей Церкви», – заявил 12 декабря 2013 года в интервью украинской редакции Радио «Свобода» первый епископ епархии Святого Владимира УГКЦ в Париже, апостольский экзарх для украинских греко-католиков Швейцарии и стран Бенилюкса Борис Гудзяк. Эту роль храмы УГКЦ сохраняли до конца февраля с.г. Радио Ватикана процитировало 24 февраля слова главы УГКЦ Верховного архиепископа Галицкого Святослава Шевчука: «В эти дни наш кафедральный собор в Киеве и другие храмы превратились в больницы и даже операционные. В настоящий момент мы предоставляем приют тысячам раненых». Однако, комментируя в марте политическую активность «униатов», митрополит Иларион (Алфеев), осуждал их и говорил о возможных проблемах из-за этой активности во взаимоотношениях РПЦ и Ватикана, но о том, что именно она может стать препятствием для встречи глав Церквей, заявил лишь сейчас. Почему?
Папа Франциск принял Архиепископа Святослава Шевчука вскоре после смены власти в Киеве. Фото с официального сайта УГКЦ |
Возможно, причина громкого заявления митрополита Илариона в другом. 1 апреля в проповеди в кафедральном соборе УГКЦ Архиепископ Святослав Шевчук прибег к неожиданной аналогии: «Майдан – это старт, так же как торжественный вход Христа в Иерусалим является началом Страстной недели». В проповеди, которую в дальнейшем греко-католические священники зачитывали по всей стране вплоть до Вербного воскресенья (13 апреля), Шевчук сделал намек на то, какого же продолжения Церковь ожидает от победы майдана: «В своей инаугурационной речи 1978 года Иоанн Павел II сказал: «Не бойтесь! Широко откройте двери для Христа. Откройте границы, экономические и политические системы, культуры, цивилизации и развитие Его спасительной власти». Его слова становятся подходящим призывом и для нас». В Московском Патриархате эти заявления вполне могли расценить как призыв к новой экспансии на восток Украины приверженцев Ватикана.
В пользу укрепления подобных подозрений сыграла и появившаяся днем позже на сайте УГКЦ новость: 2 апреля с.г. Ватикан «поставил в известность, что Папа Франциск, приняв во внимание решение Синода УГКЦ о разделении Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ, дал свое согласие на каноническое избрание Синодом епископа для такового». Создание Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ, охватывавшего весь восток Украины, было одобрено Ватиканом 11 января 2002 года, а месяцем позже преобразование четырех «апостольских администратур» в России в католические епархии стало причиной сильнейшего в постсоветской истории охлаждения отношений РПЦ и Ватикана. Интересно, что в предисловии к интервью митрополита Илариона на сайте National Catholic Register отмечено, что глава ОВЦС отвечал на вопросы журналистов издания именно 2 апреля.
В беседе с корреспондентом «НГР» Андрей Юраш отметил, что «организационное укрепление греко-католиков на востоке Украины может определенным образом пугать Московский Патриархат». Однако, по его мнению, за «последние 10–15 лет каких-то впечатляющих темпов развития греко-католицизма на востоке Украины мы не наблюдаем». «Новые общины возникают не так активно, как в начале 1990-х годов, – считает религиовед, – и объединяют преимущественно выходцев из Западной Украины, переселившихся в другие регионы, и их потомков. Именно для их духовного окормления образованы новые общины, епархии, экзархаты, а не для – как, возможно, думает Московская Патриархия – нового крестового похода против православия с целью прозелитического переманивания православных».
«Есть какое-то западноукраинское население на востоке Украины: те, кого переселяли в сталинскую эпоху, – сообщил «НГР» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, специалист по истории украинского греко-католицизма. – Так появились, например, поселения греко-католиков в Днепропетровской области. Но это население присутствует в таких количествах, которые явно не требуют создания отдельных иерархических структур. Это явная тенденция, чтобы эти территории за собой «застолбить» и начать миссию». «Как она осуществляется, я сам наблюдал в Донецкой области, – говорит церковный историк, – там построен греко-католический храм в традициях древнерусского деревянного зодчества, похожий на суздальские церкви. Там иконы традиционного (для Русской Церкви. – «НГР») письма, священник, которого от православного отличить невозможно, с софринским наперсным крестом и огромной бородой, служит на церковнославянском языке. Местные бабушки, которые не очень ориентируются, кто это и что это, и то посещают этот храм». «Так что прозелитизм идет», – заключил профессор православного университета.
Обострение отношений между РПЦ и Ватиканом чревато определенными потерями для УГКЦ, которая, как указывает Юраш, «заинтересована в том, чтобы наладить контакты между греко-католиками и Православными Церквами на самом высоком уровне и чтобы состоялась встреча Папы Римского и Патриарха Московского в контексте в том числе разрешения украинских проблем». «Украинские греко-католики хорошо помнят, что в начале нулевых годов именно чрезвычайно резкая позиция Московского Патриархата, с которой солидаризовались практически все Православные Церкви, стала главной причиной приостановки признания Патриархата в УГКЦ, который готовился в Ватикане», – указал религиовед. С другой стороны, 28 марта в интервью киевской газете «День» Архиепископ Святослав Шевчук заявил о ценности позиций Ватикана прежде всего в Украине. «Когда Католическая Церковь перестанет ориентироваться на мнение России, думать о ее потенциале и обратит внимание на Украину, эту «вторую Польшу» или даже «вторую Германию» Европы?» – вопрошал Архиепископ Галицкий.