0
7488
Газета Интернет-версия

05.03.2014 00:01:00

Сирийский джихад раскалывает Азербайджан

Тэги: сирия, джихад, ислам, азербайджан


сирия, джихад, ислам, азербайджан Боевые формирования в Сирии, в которые вливаются приезжающие из Азербайджана добровольцы. Кадр из видео на YouTube

Азербайджанское информагентство АПА распространило 19 февраля информацию о том, что в ходе боев в Сирии одномоментно погибли 27 джихадистов из этой закавказской страны. В прошлом году, по информации на радикальных исламских сайтах, в Сирии погибло около 100 азербайджанцев, которые воевали на стороне местных суннитских формирований. Возвращение получивших в Сирии идейную и военную закалку бойцов домой азербайджанские государственные и религиозные деятели расценивают как актуальную опасность «импорта» вооруженного конфликта.

Международный Institute for War & Peace Reporting опубликовал 30 января с.г. специальный отчет о воюющих в Сирии азербайджанцах. «Азербайджанцы, сражающиеся против Асада, в основном вступают в группировки «Джабах аль-Нусра» или «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар», – отмечает автор отчета, журналист Сабухи Мамедли, лично посетивший театр боевых действий. – Последняя группировка состоит из иностранцев, и у нее даже был специальный командир для азербайджанских добровольцев, который нес службу под псевдонимом Абу Яхья аль-Азери». По его словам, бойцы из Азербайджана в основном дислоцированы в районе городов Алеппо и Идлиб, так как здесь проживают близкие им по языку и обычаям сирийские туркмены (туркаманы). Кроме того, эти города расположены близ границы с Турцией и поэтому более доступны для новоприбывших в Сирию «бойцов джихада».

Отъезд мусульман из республики на войну в Сирию с начала года начали признавать и местные умеренные салафиты. 15 января с.г. азербайджанское информагентство Contact опубликовало статью с изложением интервью, данного днем ранее ObyektivTV имамом бакинской мечети «Абу Бакр» Гаметом Сулеймановым. Этот имам в 2008 году, комментируя закрытие своей мечети властями, заявил Би-би-си: «Мы салафиты, а не ваххабиты». С деятельностью ваххабитов в республике связывали произошедший ранее в мечети взрыв гранаты, при котором погибли несколько верующих. Итак, по словам Сулейманова, которые излагает Contact, в республике есть люди, придерживающиеся радикальных взглядов. «В Сумгаите действовали те же люди, – сказал Сулейманов, комментируя произошедшую там 11 декабря 2013 года перестрелку между исламскими группами. – Из-за расхождения во взглядах они применили оружие друг против друга (в СМИ проходила информация об изъятии у участников сторон конфликта автоматов и гранат. – «НГР»). Это у них считается нормой. Против меня и мечети «Абу Бакр» также имел место теракт… Кто с ними не согласен, тех они мусульманами не считают, а значит, их можно убивать». Он указал также, что представители исламских радикалов воюют за рубежом, в том числе в Сирии, и, вернувшись оттуда в республику, начинают распространять свои идеи, и «это может создать проблемы».

Проблемы возникают в том числе во взаимоотношениях между местными шиитами и суннитами, которые, как подчеркивала в недавней публикации газета Independent, подают положительный пример едва ли не всему исламскому миру, молясь бок о бок в одних и тех же мечетях. Сирийская война, которую в июне 2013 года суннитские духовные лидеры Ближнего Востока откровенно обозначили как противостояние с шиитами (см. «НГР» от 03.07.13), принесла отголоски этой вражды на берега Каспия. В конце ноября 2013 года спецслужбы республики предотвратили теракт в шиитской мечети азербайджанской столицы «Мешади Дадаш», где регулярно собираются до тысячи верующих на проповеди популярного имама Шахина Гасанова. Последнего трое экстремистов, у которых позже изъяли автомат, пистолеты и гранаты, также планировали убить. 26 октября 2013 года Contact цитировало сообщения в Facebook, связанные с угрозами джихадистов, упомянув при этом, что «эмир Фарман Четин (под этим именем фигурировал в соцсетях один из террористов. – «НГР») в настоящее время скрывается в лесах в Гусарском районе на севере Азербайджана». «Якобы он создал базу, окруженную минами, – сообщало Contact. – Четин ждет победы в Сирии над шиитами и грозит, что сирийские события повторятся и в Азербайджане». Стоит отметить, что именно в лесах Гусарского района 29 августа 2008 года при спецоперации полиции были ликвидированы трое боевиков из числа «лесных братьев», с которыми связывали теракт 17 августа в мечети «Абу Бакр».

Участники исламистского подполья видят своей целью борьбу не только с шиитами, но и с действующей властью. 28 января с.г. в Интернете появилось заявление «лесных братьев», изложенное многими азербайджанскими СМИ, в котором исламисты заявляли о начале джихада против нынешней власти Азербайджана. Это заявление вызвало обеспокоенность и спецслужб, и Духовного управления мусульман Кавказа, совет которого собрался на экстренное заседание для принятия фетвы в связи с участием граждан Азербайджана в вооруженных конфликтах за рубежом.

«В Азербайджане необходимо своевременно предотвратить это, вести борьбу против тех, кто проводит такую идеологию против государства, и их последователей», – заявил на заседании имам Гаджи Сурхай Мамедли, уполномоченный по мечетям в Ичеришехере (историческом квартале в центре Баку), которого цитирует Oxu.az. Далее имам, согласно сообщению «Интерфакс-религии», сказал, что «в мечети «Ашурбек» (известна и как «Лезгинская мечеть». – «НГР») наблюдаются нежелательные настроения». «По моей информации, в этой мечети подготовили несколько человек и отправили воевать в Сирию, где они погибли», – сообщил Гаджи Сурхай Мамедли. Глава Духовного управления мусульман Кавказа шейх Аллах-шукюр Паша-заде предложил ему написать официальное заявление и высказал свою позицию: «Следует защищать граждан от тех, кто занимается пропагандой учений, незаконно проникших из-за рубежа. От тех, кто обещает рай на том свете, если люди примут участие в боях в других странах и станут шахидами».

Стоит отметить, что на войну в Сирии едут к своим единоверцам не только сунниты, но и шииты. «Изначально некоторые салафиты ехали из Азербайджана через Турцию в целях борьбы в Сирии, – отметил 18 января с.г. в интервью азербайджанскому MeydanTV приглашенный научный сотрудник в ближневосточной программе фонда Карнеги Байрам Балджи. – Для азербайджанцев нетрудно поехать через Турцию, так как они могут получить визу там прямо в аэропорту. Когда я был в Азербайджане в октябре прошлого года, я слышал, что война в Сирии становится все более межрелигиозной и даже некоторые азербайджанцы-шииты едут в Сирию, но уже через Иран, чтобы вместе с шиитами из Ирана воевать на стороне Башара Асада. Не потому, что они обожают Асада, а потому что они боятся салафитов и «Братьев-мусульман», которые выступают главными противниками Асада». Эта борьба со временем может перекинуться и в собственно Азербайджан, где шииты в прошлом году едва не стали мишенью ваххабитских террористов.

3 февраля вопрос об участии граждан страны в сирийском конфликте был поднят на сессии Милли Меджлиса (азербайджанского парламента). «Учитывая то, что число отправляющихся туда молодых людей стремительно растет, азербайджанское государство должно принять срочные меры, – заявил в своем выступлении депутат Захид Орудж, которого цитирует АПА. – Парламент должен в связи с этим внести изменения в законодательство, а Генпрокуратуре следует возбуждать на основе этого уголовные дела… потому что молодые люди, отправляющиеся сегодня воевать в Сирию, завтра могут превратиться в настоящую головную боль для азербайджанской государственности».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1227
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
966
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
876
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
627

Другие новости