Папа Ратцингер так и не позволил открыть архивы времен Второй мировой войны. Фото Reuters
Папа Римский Франциск намерен открыть исследователям доступ к секретным документам 1930-х – начала 1940-х годов, сообщает газета Sunday Times. Опубликовать данные о действительных взаимоотношениях Святого Престола и руководства нацистской Германии еврейские организации требуют на протяжении уже нескольких десятков лет. Память о Понтифике Пие XII, обошедшем молчанием уничтожение евреев, осложняет отношения Израиля и Ватикана. Критики Церкви говорят о Пии как о «гитлеровском Понтифике», верующие – в связи с другими обстоятельствами – настаивают на канонизации этого Папы.
Вместе с тем не все в историческом сообществе полностью и безусловно убеждены в виновности папы Пия. По мнению исследователя Джона Компбелла, автора книги «Гитлеровский Папа», для установления той роли, которую сыграл Пий XII, требуются дополнительные факты. Ученый допускает, что Пий действительно помогал евреям, хотя вовсе не уверен в этом. «Открытие архивов поможет прояснить, в какой степени это правда. Всего, что известно до сих пор, – явно недостаточно, все в лучшем случае зыбко», – считает Компбелл.
С точки зрения значительной части общественности, открытие архивов не только позволит поставить точки над i, но и даст возможность создать общий образ прошлого, с которым согласились бы и в Израиле, и в Ватикане. В связи с этим естественно, что решение Папы, хоть оно до сих пор и не принято, приветствовали в организациях, сохраняющих память о Холокосте. «Это потрясающая новость, если сведения верны, – заявил вице-президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер. – Открыть архивы очень важно, чтобы прояснить факты прошлого. Папа Франциск – большой друг еврейского народа». По словам аргентинского раввина Абрахама Скорки, друга Папы Бергольо, Понтифик мечтает о совершении совместной с иудеями молитвы на Святой земле, что показало бы всему миру готовность двух религий к сближению. На этом фоне вполне естественно ожидать, что решение об открытии архивов может быть приурочено к поездке Папы Франциска на Святую землю в мае с.г. По словам Скорки, в наступившем году он встретился с Понтификом и в разговоре затронул проблему архивов. Результат раввина обрадовал: «Я верю, что он откроет доступ к документам. Этот вопрос – достаточно чувствительный, мы обязательно должны продолжить работу над ним», – несколько неопределенно продолжил Скорка.
Интерес к архивам Пия XII проявляют и в другой части света – в Сербии. На Понтифика возлагают обвинения в потворстве геноциду сербов, о котором в Ватикане также должны были знать. Вместе с тем официальной реакции из Белграда на возможное открытие архивов Папы пока не последовало.
О намерении Католической Церкви раскрыть архивы времени Пия XII стали говорить в 2000-е годы, причем первым поддержал эту идею Хорхе Марио Бергольо. Нынешний Папа, бывший тогда аргентинским кардиналом, написал книгу «О небе и земле», в которой назвал правду об отношениях Святого Престола и нацистов неопасной для веры. «Открыть архивы по Холокосту – разумное решение. Пусть они будут доступны всем, и все станет ясно. И если в те времена была совершена ошибка, тогда признаем ее, скажем: мы тогда заблуждались».
Официальная позиция Католической Церкви заключается в том, что Пий XII не только ни в чем не виноват перед евреями, но и, напротив, помогал им. Верующие причисляют Папу к праведникам мира, спасавшим жертв нацистских преследований. Израильские организации категорически не согласны с подобной постановкой вопроса: Пия они называют даже соучастником Гитлера, о чем свидетельствует надпись в мемориальном комплексе памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем». В экспозицию этого музея помещена фотография Пия, подпись к которой составлена в резких выражениях: «Папа, избранный в 1939 году, отложил в сторону послание против антисемитизма и расизма, подготовленное его предшественником. Даже когда доклады об уничтожении евреев дошли до Ватикана, он не протестовал против этого письменно или устно. В 1942 году он не присоединился к осуждению союзников в связи с убийством евреев. Пий XII не вмешался, когда евреи были депортированы из Рима в Освенцим». Установка этой таблички вызвала скандал в отношениях между Ватиканом и Израилем, так что даже заговорили об отмене визита Бенедикта XVI на Святую землю в 2009 году, который, несмотря на это, все же состоялся. Представитель Ватикана Петер Гумпель потребовал изъять фотографию, но услышан не был.
Папа Пий XII. Святой подвижник? Или жесткий прагматик, замалчивавший преступления нацистов? Фото Libreria Editrice Vaticana |
Комментирует историк и религиовед Юрий Табак:
Наиболее дебатируемый вопрос новейшей истории в ходе христианско-иудейской дискуссии – это то, в какой степени христиане и Церковь несут вину за Холокост. Здесь выявляются в основном два различных подхода. Католическая Церковь, постепенно продвигаясь по пути признания ценностей иудаизма и признания своих исторических ошибок, тем не менее основную ответственность пока еще с себя снимает. Так, говоря о позиции, которую играла Католическая Церковь в предвоенное и военное время, Папа Иоанн Павел II в послании «Мы помним: размышления о Холокосте» старался отвести от Церкви обвинения в пассивности, в безразличии к судьбам миллионов погибающих евреев: только «некоторые» христиане оставались равнодушными, «не вся» Церковь защищала евреев. Подобная позиция вызывает порой резкую критику.
Сюда же примыкают споры относительно конкретных церковных деятелей, прежде всего немецких протестантов, а также Пап Пия XI и Пия ХII, католических иерархов Германии в их отношении к нацизму и геноциду евреев. Каковы были возможности у Католической и протестантских Церквей противостоять росту антисемитизма? В первые годы после войны целый ряд выдающихся политических и культурных деятелей, в том числе еврейских, отзывались о деятельности Папы с благодарностью и восхищением. Достаточно вспомнить лишь тот факт, что главный раввин Рима Израэль Золли в конце войны принял католичество под именем Эудженио Мария Золли, в честь папы Пия XII (Эудженио Пачелли), деятельностью которого по защите евреев восхищался.
Однако в начале 60-х годов увидела свет пьеса молодого немецкого драматурга Рольфа Хоххута «Депутат» (Der Stellvertretter), в которой автор возложил на Папу Пия XII вину за молчание Католической Церкви во время уничтожения евреев. С тех пор было написано немало книг и статей, авторы которых разделились на два лагеря (каждый из которых включает и еврейских, и христианских историков). С одной стороны, известно о фактах спасения тысяч евреев непосредственно Ватиканом, о сборе золота для выкупа римских евреев, о распоряжениях нунциатурам разных стран содействовать защите и спасению местных евреев. С другой стороны, Папа не делал официальных заявлений с протестом против геноцида, не осуждал открыто нацизм, не призывал католиков Германии и других стран встать на защиту евреев. Приводились многочисленные аргументы как в оправдание, так и в осуждение подобной позиции Папы. Наиболее резкие ее критики возлагали часть вины за гитлеровский геноцид непосредственно на Папу, который перед войной не обратился к католическому миру с открытым осуждением гитлеровского режима и антисемитизма и тем самым не использовал исторической возможности воспрепятствовать распространению нацизма. Масла в огонь подливали до сих пор циркулирующие слухи о тайных операциях Ватикана по перекачиванию нацистского золота и укрыванию в монастырях нацистских преступников. Наконец споры предельно обострились, когда был запущен процесс подготовки беатификации Папы Пия XII.
Проблема усугубляется тем, что значительная часть ватиканских архивов еще закрыта для исследования. В 1999 году была специально создана смешанная комиссия, включавшая по три еврейских и католических историка, которой предстояло совместно изучить документы ватиканских архивов времен войны. Однако один из еврейских членов комиссии заявил, что Ватикан скрывает часть документов; в то же время представители Ватикана обвинили комиссию в слабом исследовании и в попытке «сливами» в прессу дискредитировать Католическую Церковь. В итоге в 2001 году комиссия распалась.
В период понтификата Бенедикта XVI процесс подготовки к беатификации Пия II усилился, и в 2009 году он был титулован «досточтимым» (venerabilis); ему были атрибутированы «героические добродетели», что вызвало протесты ряда еврейских организаций. В итоге подпись в документе о беатификации Бенедикт XVI так и не поставил.
В настоящее время всплывают новые документы, то подтверждающие роль Папы в спасении евреев, то убеждающие скорее скептиков. И вот Папа Франциск заявил, что Ватикан откроет все архивы периода войны. Возможно, тогда картина о роли Пия XII в этот период прояснится.