Фото предоставлено пресс-службой РЕК
Международный день памяти жертв Холокоста 27 января, в день освобождения советскими войсками Освенцима в 1945 году, отметили в России множеством мероприятий и церемоний. Оказывается, подобные мероприятия проводят не только еврейские организации.
Например, на прошлой неделе крупный духовный центр московских пятидесятников организовал тематический вечер, посвященный геноциду евреев в годы Второй мировой войны. Кроме того, протестанты помогают еврейским общинам увековечивать память погибших от рук нацистов на территории нашей страны.
Так, в эти дни Российский еврейский конгресс выразил признательность организациям евангельских христиан, помогавшим возвести в Смоленской области монумент памяти жертвам Холокоста и первую в России Аллею праведников – в честь тех, кто спасал невинных людей во время немецкой оккупации. В этой программе принимали участие семь Церквей, принадлежащих к течениям пятидесятников и баптистов и входящих в три религиозных объединения российских протестантов. Сотрудничество еврейских и протестантских организаций началось в 2010 году и сейчас можно видеть первые его плоды. Работают два специальных благотворительных фонда, куда поступают средства от предпринимателей-протестантов. Сами бизнесмены считают, что помощь божьему народу дает им «благословение в делах».
Известно, что консервативные харизматические Церкви на Западе поддерживают Израиль финансово и политически. Эта помощь распространяется и на увековечивание памяти о Холокосте, так как появление государства Израиль во многом стало следствием геноцида евреев в Европе. Получается, в этом смысле русские пятидесятники и баптисты не отстают от своих западных единоверцев.
Евангельские христиане находят основания для поддержки еврейского народа в своей теологии. Выступая в эти дни на памятных мероприятиях, лидер Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) начальствующий епископ Сергей Ряховский объяснил, как богословие предписывает харизматам помогать еврейскому народу. Прежде всего евангельские христиане не признают «заместительную теологию», согласно которой христиане – Новый Израиль – пришли на смену Израилю «старому». В Церквах, берущих свое начало в Древнем мире и Средневековье, эта концепция была основанием для так называемого христианского антисемитизма. У неопротестантов этого, как они уверяют, нет.
Ряховский привел послание апостола Павла к Римлянам: «Не ты корень держишь, а корень тебя» (К Римлянам, 11:18). «Оттуда идут живительные соки христианства», – считает Ряховский, имея в виду библейский иудаизм. Епископ пятидесятников подсчитал, что в Библии имя Иаков-Израиль встречается три тысячи раз, а Иисус – примерно тысячу раз. Тем самым «Бог показал особую роль своего народа». «Для нас большая честь помогать народу Божьему», – заключил Ряховский.
Недавно в интервью израильской газете авторитетный общественный деятель Великобритании, бывший Главный раввин этой страны лорд Джонатан Сакс предостерег израильтян от культивирования своей политической изоляции. Говоря о судьбах еврейского народа, раввин отметил: «Опасность для нашего будущего кроется во фразе «Вот народ этот отдельно живет и между народами не числится» (Числа, 23:9), потому что она может стать самоисполняющимся пророчеством». «Если вы думаете, что одиноки, то вы и окажетесь в одиночестве», – предупредил Сакс.
То, что происходило в дни памяти жертв Холокоста в протестантских духовных центрах в Москве, опровергает жалобы и мрачные пророчества тех, кто убежден, что у еврейского народа нет доброжелателей.