Фото Reuters
Прошедший на днях Русский марш вызвал нешуточные переживания у отдельных представителей Русской православной церкви, озабоченных тем, что толпы русской молодежи шагают по улицам отнюдь не под православными хоругвями, а под языческими знаменами с коловратом. «Меня как православного священника это не может не беспокоить. Мы – православные священнослужители – во многом виноваты в этом», – заявил на прошедшей после Дня народного единства пресс-конференции председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, есть пробел именно в плане миссионерской деятельности. «Нужно больше говорить сегодня этим людям о том, что… христианин должен быть воином Христовым, в том числе… в сфере устроения жизни своей страны, – призвал Чаплин. – Христианство – это не религия узкой прослойки интеллигентов, которые зачитываются Льюисом и Честертоном. Это – вера, которая предполагает активную гражданскую позицию, в том числе тех людей, которые сегодня составляют уличную стихию». Он упомянул, что на прошедшем 31 октября Всемирном русском народном Соборе подобную точку зрения высказали «представители спортсменов и спортивных болельщиков».Надо сказать, что уличная активность православных верующих активизировалась в последние месяцы, и едва ли не ключевую роль здесь играют именно спортсмены. В разных районах Москвы прошли акции, организованные новым православным движением «Сорок сороков», лидеры которого – Андрей Кормухин, в прошлом борец, и чемпион России по боксу 2000 года Владимир Носов. Первой акцией движения стал фестиваль «Православие и спорт», предварявшийся «пробежкой от храма к храму», явно ориентированной на привычный у национал-патриотической молодежи формат «русских пробежек». Агитматериалы были проиллюстрированы портретом единоборца Федора Емельяненко. За следующую массовую акцию движения – молитвенное стояние 7 октября на Ходынском поле – агитировал популяризатор карате Андрей Кочергин, представленный «Сорока сороками» как «воин Христов».
18 октября в Даниловом монастыре Москвы, где находится резиденция Патриарха Московского и всея Руси, прошел учредительный съезд еще одного движения – Союза православных единоборцев, чьим лидером стал руководитель Федерации сёриндзирю каратэдо Сергей Федоткин. Ранее Союз православных единоборцев участвовал в акциях «Сорока сороков», а лидеры последних, как сообщается в группе союза в соцсетях, присутствовали на учредительном съезде православных спортсменов, как и Кочергин. Среди участников съезда упомянут и Владимир Сергеев – лидер федерации «Боевое самбо православных граждан», действующей в столице уже три года, являющийся также членом Центрального совета православного движения «Народный собор». Среди организаций, вошедших в новоявленный союз, упомянуты Люберецкая федерация бокса, Союз боевого карате «Кои Но Такинобори Рю», центр восточных единоборств «Арнис Кали-Силат и Джит Кун» и другие.
Прицел православной общественности на спортивную молодежь очевиден. В этой связи можно вспомнить недавнее заявление главы Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонаха Димитрия (Першина) о том, что поражение боксера Александра Поветкина в бою с Виталием Кличко объяснялось тем, что Поветкин «в начале своего спортивного пути говорил о своем православии, затем стал адептом неоязычества».
Соперничество православия с язычеством за молодежь в последние годы приобрело характер некоего соревнования за то, «кто круче». Группы православных движений заполнены фотографиями атлетов с крестами, которые, очевидно, должны убедить, что «православие – религия сильных». «Существует миф, активно тиражируемый атеистами и различными неоязыческими группировками, что православие – это религия для слабых», – таким предисловием представителями миссионерского центра «Ставрос» предваряется интервью, взятое ими у каратиста Кочергина, заявившего: «Для меня православие – это война… Православные – воины Христовы».
Однако апология силы, нагнетания атмосферы противостояния с некими врагами закономерно приводит к дальнейшей радикализации уличной стихии. И вот уже в октябре с.г. «воин Христов» Кочергин в футболке «Православие или смерть» вместе с казаками, ранее принуждавшими жителей Гагаринского района к постройке храма (см. «НГ-религии» от 17.04.13), едет в Петербург на акцию против сексменьшинств. А несколькими днями позже в московском районе Коньково, как сообщается в группе «Сорока сороков» в соцсетях, «два наших брата общим весом 230 кг… оттеснили в сторону недовольных» строительством храма жителей. Неделю спустя недостроенный храм был подожжен. Применение силы с одной стороны неизбежно порождает противодействие с другой, и «крестовый поход» православных активистов против «бесноватых храмоборцев», как они именуют противящихся строительству храмов жителей, лишь усиливает раздражение по отношению к РПЦ. И снова все идет по порочному кругу.