0
3619
Газета Интернет-версия

16.10.2013 00:01:00

Церкви на прицеле "Талибана"

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси – итальянский политолог и журналист.

Тэги: пакистан, талибы, христиане, ислам, терроризм


пакистан, талибы, христиане, ислам, терроризм Базар Кисса Хвани когда-то был прибежищем мирных контрабандистов.

В пакистанском городе Пешавара произошли кровавые теракты. Автомобили, начиненные взрывчаткой, взорвались на главной улице старого города, перед одной из англиканских церквей. Не в первый раз в Пакистане совершаются покушения на культовые здания (и против церквей, как это было, например, в Бахавалпуре), но на этот раз новость меня особенно поразила, потому что насилие творят в городе, с которым связаны мои личные воспоминания. Я жил в Пешаваре в 1980-е годы и оттуда в качестве корреспондента следил за войной в Афганистане. Пешавар был главным городом Северо-Западной Пограничной Провинции (СЗПП), которая теперь переименована в Хайбер-Пухтунква.
В те годы Пешавар был космополитичным городом, там говорили на английском языке, и при этом на пушту, урду, дари, пенджаби и узбекском языке. Конечно, присутствие 40-й Советской армии рядом, по ту сторону границы, создавало некоторые сложности, в первую очередь из-за наплыва огромной массы (около 4 млн.) беженцев. Во время войны в Афганистане произошло событие, которое могло бы иметь тяжелые последствия, но о котором мало кто узнал. В кишлаке Бадабер, километрах в 30 от Пешавара, группа афганских моджахедов «Джамият-е ислами», возглавляемая будущим президентом Афганистана Бурхануддином Раббани, с ведома и согласия пакистанских властей содержала лагерь, в котором были заключены пленные советские военнослужащие. 25 апреля 1985 года пленные подняли восстание и после продолжавшихся несколько дней боев были истреблены с помощью пакистанских ВВС. Как раз тогда в СССР пришел к власти Михаил Горбачев.
Но, несмотря на эти события, Пешавар оставался сравнительно спокойным городом. В частности, почти не было терактов: время от времени, правда, где-то взрывались бомбы, но небольшой мощности и почти всегда без жертв. Говорили, что это дело рук ХАД, кабульских просоветских спецслужб. Да, по меркам мусульманского Востока это самое настоящее, почти безмятежное спокойствие. Это стало понятно в наше время, когда экстремисты совершают по-настоящему страшные акты насилия.
В 1980-е годы пешаварцы жили довольно зажиточно и в основном занимались торговлей и контрабандой. Контрабанда процветала на границе с Афганистаном, охраняемой солдатами правительственной армии советского ставленника Бабрака Кармаля, которые, впрочем, сами бойко участвовали в нелегальной торговле. Кипучая торговая жизнь вращалась вокруг двух базаров. Один – это исторический базар Кисса Хвани, то есть «базар сказителей», на котором в мирное время, в жаркие вечера появлялись своего рода акыны и распевали свои истории под аккомпанемент инструмента, который называется рабаб. На Кисса Хвани  была масса магазинов, где продавали всевозможный товар, от чеканных медных тарелок с именами «Аллах» и «Мухаммед» до ковров и разных декоративных изделий – стеклянных и фарфоровых, а также лазурь, главный продукт афганского рудного дела. И, конечно, торговля шла по-восточному, с длительными переговорами, чаепитием... Зубодеры и цирюльники предлагали свои услуги прямо на улице. На Кисса Хвани стояли прекрасные мечети, настоящие жемчужины архитектуры «индийского барокко». На этой улице – бьющемся сердце Пешавара – я бывал практически каждый день: там были офисы разных пакистанских политических партий, афганских «танзиматов» (групп антисоветского сопротивления), агентств печати, общественных организаций. Другой полюс общественно-экономической жизни Пешавара – это Саддар-базар (именуемый также The Mall) – главная улица английского квартала города в колониальное время. Но там магазины уже имели более «западный» характер, и кроме них размещались многочисленные банки.
В конце сентября с.г., через неделю после теракта у англиканского храма, двое террористов взорвались со своей машиной, начиненной взрывчаткой, на базаре Кисса Хвани, при этом погибли свыше 60 человек. Увидев снимки горящих автомобилей и обугленные тела жертв, я не мог не вспомнить базар того времени, полный жизни и энергии. В 1980-е годы в связи с военными действиями в Афганистане в городе ходила масса журналистов, псевдожурналистов и авантюристов всех мастей, которые по вечерам ужинали в ресторане «Салатин» и «Османия» и обменивались впечатлениями. Действовали военное положение и комендантский час, но никто не обращал на это особого внимания. Жизнь била ключом в любое время дня и ночи. Только ночью значительно усиливалась охрана, всюду военные патрули и КПП, чаще проверяли паспорта.
На этот раз ярость террористов обрушилась на англиканский храм Всех Святых.	Фото Reuters
На этот раз ярость террористов обрушилась на англиканский храм Всех Святых.    Фото Reuters
В религиозном отношении и тогда Пакистан был осиным гнездом. Но распри, полемика, перепалки и перестрелки имели чаще всего межмусульманский характер. Фундаменталисты: «деобанди», ваххабиты, ханбалиты и прочие боролись с умеренными: «барельви», суфиями; сунниты ссорились с шиитами и все вместе дружно атаковали неомусульманскую секту «ахмадия». Столкновения с другими религиями, прежде всего с христианами, не были заметны. Индуисты фактически исчезли после деления британской Индии в 1947 году, сикхов было так мало, что их не трогали.
В Пешаваре католики имеют свою церковь Святого Михаила Архангела, которая находится недалеко от Саддар-базара. Отношение населения к католикам раньше было в общем дружественное. Это видно хотя бы из того, что каждое воскресенье, когда верующие выходили после мессы, перед церковью выстраивалась длинная очередь моторикш, за гроши отвозивших людей домой. У католиков еще есть церковь Святого Иоанна Вианнея на кольцевой дороге, а у англикан – церковь Всех Святых, построенная в индийском стиле и расположенная на воротах Кохати в крепостной стене города. Именно на этот храм обрушилась в минувшем сентябре слепая ярость террористов, приведших в действие взрывчатку.
Сравнительному спокойствию в мусульманско-христианских отношениях положило конец появление в Афганистане талибов. Талибы установили в Кабуле террористический режим и в связи с американской и натовской интервенцией стали распространять свое влияние на соседнюю страну, где создали «Техрик-е талибан Пакистан» (Движение талибов Пакистана). Власти в Исламабаде активизировали применение статей Уголовного кодекса, касающихся «таухин-е рисалат» («презрение к посланию Пророка Мухаммеда»), то есть в их понимании «богохульства». Эта практика привела к трагедиям. В ноябре 2010 года молодая девушка Асия Биби была приговорена к смерти через повешение по обвинению в богохульстве. Девушка-крестьянка в ссоре с другими женщинами якобы оскорбила Пророка. Но Верховный суд в Лахоре назначил новое слушание дела. История с Асией Биби приняла международный размах, и многие пакистанские мусульмане тоже стали требовать ее освобождения. Между тем двое выдающихся противников законов о богохульстве расплатились жизнью за выступления в защиту Асии Биби и религиозной свободы: бывший губернатор Пенджаба Салман Тасир и министр по делам меньшинств (сам католик) Шабхаза Бхатти. С тех пор христиане Пакистана вступили в черную полосу, которую только подчеркивают воспоминания о некогда относительно мирных днях в этой восточной стране.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
564
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
705
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
596
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
481

Другие новости