Андрей Макаревич с головы до пят погрузился в «идиш-джаз». Фото Арины Салевич
В московской Мемориальной синагоге на Поклонной горе зазвучали не молитвы, а джаз, как в какой-нибудь афроамериканской церкви на берегах Миссисипи. Правда, в джазовых ритмах угадывались народные еврейские песни. Этот коллектив собрал Андрей Макаревич. Рок-музыкант, по его признанию, заинтересовался своими еврейскими корнями. Вот – новый поворот!Этот концерт состоялся сразу после того, как в синагоге завершились празднования Рош а-Шана, иудейского Новолетия. Организаторы подали мероприятие под пикантным соусом. «Концертом «Идиш-джаза» Российский еврейский конгресс рассчитывает начать серию культурных мероприятий, адресованных тем евреям, которые не ходят в синагогу, не едят кошерное и не всегда знают, как правильно отмечать еврейские праздники, но при этом хотят оставаться евреями, – сказано в пресс-релизе. – Такие люди дороги нам ничуть не меньше религиозных активистов или убежденных сионистов».
Серьезная заявка! Действительно, не секрет, что подавляющее большинство российских евреев вовсе не религиозны и не имеют ни желания, ни возможности соблюдать сотни строгих заповедей Торы. Число тех иудеев, кто ведет религиозный образ жизни, очень невелико даже в Москве, а про российскую провинцию и говорить нечего. Эти люди живут обособленно, их деятельность в основном ограничивается духовными учреждениями и поддерживается финансовой помощью благотворителей. Еврейская ультраортодоксия превратилась в XXI веке в субкультуру, замкнутую на свои общины или на Израиль.
Даже религиозные общины закрывают глаза на то, что большинство прихожан посещают синагогу только по праздникам и предпочитают молитве концертные и развлекательные программы. Особенно таким молитвам и богослужениям, которые в эти дни осенних иудейских праздников длятся едва ли не целый день и чрезвычайно утомительны для человека, несклонного к медитациям и истовому служению Богу. Даже простым прихожанам «прощается» пренебрежение строгими установлениями религии. Что уж говорить про сливки общества – артистов, бизнесменов, общественных деятелей! Они не признают ограничений, но иногда любят встретиться в узком кругу и вспомнить о своем еврейском происхождении. Такой проект, как «Идиш-джаз», наверное, отвечает настроениям клуба успешных российских евреев. В подтверждение тому есть несколько аргументов.
Прежде всего синагога в этом смысле удобное изобретение. Ведь это изначально не храм (Храм в Иерусалиме давно разрушен и оплакан), а клуб для встреч. Когда-то встречались помолиться и немножко пообщаться, а сейчас – пообщаться и немножко помолиться. И всегда евреи в синагоге пели и танцевали.
Интересно, что в «Идиш-джазе» почти совсем не звучал язык восточноевропейских евреев идиш. Звучали отличные саксофоны и другие духовые в стиле американских 20-х годов, контрабас, словно из кинофильма «В джазе только девушки». Звучала гитара в руках самого Андрея Макаревича. Звучал англоязычный вокал, исполненный звонкими женскими голосами и чуть-чуть голосом Макаревича. Но идиш, напрочь забытый евреями, идиш, уничтоженный Холокостом, не звучал. Если не считать нескольких слов припева.
Порой ортодоксальный иудаизм оказывается на галерке даже в синагоге. |
Итак, это был американский джаз, воспетый писателем Фицджеральдом. Тоже, как ни странно, аргумент в пользу еврейской темы. Ведь сейчас американские 20-е годы страшно модны, после фильма «Великий Гэтсби» с Ди Каприо. Говорят, начали даже шить винтажные костюмы, как у фицджеральдовских героев из фешенебельных районов Лонг-Айленда или Голливуда. Естественно, для евреев, особенно «самых-самых», которые всегда впереди планеты всей, джазовая волна пришлась в самый раз. Зал синагоги, хоть и небольшой, но был набит до отказа, люди стояли даже в холле, и из-за чужого плеча выглядывали весьма известные, но припозднившиеся лица.
«Музыка толстых» очень хорошо вписалась в сегодняшний день, в его настроение. Правда, этот короткий (наверное, до следующего кинохита) «век джаза» свободен от трагической глубины фицджеральдовского романа. Ведь Великая депрессия еще не наступила. Наши гэтсби, вулдшифы (делец из того же романа – примечание для тех, кто книгой увлекся, но ее не читал. Фицджеральд часто выводил в своих романах еврейские типажи), «последние магнаты» беззаботно веселятся под разнузданный аккомпанемент саксофонов и контрабаса.
Да, но… при чем же здесь иудаизм, синагоги, череда осенних иудейских праздников? Возможно, в этом парадокс нашего времени – когда религия растворяется в культуре, в великосветской жизни, становится частью досуга, украшением жизни, а не ее основой и глубинной сутью.
Звучит «Идиш-джаз» без идиша, еврейские мелодии без слов о Боге, а возвышение для раввина и кантора заняли музыканты. Такая вот, евреи, синагога!