Каирская мечеть Рабиа аль-Адавия напоминает Белый дом в Москве в октябре 1993 года. Фото Reuters
События последних недель в Египте напоминают то, что происходило в Москве в октябре 1993 года, с той лишь разницей, что низложенным объявлен не парламент, а президент. Все прочее аналогично: десятки тысяч протестующих, прорывающихся в центр города и вступающих в бои с полицией, выведенная на улицы армейская бронетехника, прицельно бьющие с крыш снайперы. Официально заявлено о сотнях убитых в Каире, среди которых много представителей правоохранительных сил и военных. Оппозиция говорит о тысячах мертвых тел в центре города, которые власти якобы сжигают. У египетской оппозиции появился и свой аналог Белого дома – мечеть Рабиа аль-Адавия, в которой «Братья-мусульмане» укрылись после разгона их палаточного лагеря военными 14 августа. После осады в течение суток мечеть была взята штурмом, после которого из нее извлекли около 200 трупов. Аналогичная история повторилась затем с мечетью Аль-Фатх на площади Рамзес в центре Каира, куда 16 августа после массовых манифестаций «Братьев» укрылось их руководство.Идущая ожесточенная бойня на улицах Каира и других крупных городов, в которой ни одна из сторон не хочет уступать другой, показывает углубляющийся раскол между светской и исламистской частями египетского общества. Исламисты считают своими врагами и христиан-коптов. По разным данным, поступающим от представителей христианской общины и местных правозащитников, за последние недели было сожжено от 20 до 50 церквей. Однако нельзя не отметить, что все это происходит на фоне гораздо более масштабных атак «Братьев-мусульман» на органы власти и участки полиции.
Христиане воспринимаются исламистами как одна из составляющих направленного против них заговора военных, 3 июля арестовавших президента Мухаммеда Мурси и начавших жестоко разгонять митинги в его защиту. Еще 27 июля шейх Юсуф аль-Кардави, считающийся неформальным духовным лидером «Братьев», заявил в проповеди на телеканале «Аль-Джазира», что министр обороны аль-Сиси «и его помощники привели множество солдат – как в униформе, так и в гражданской одежде, среди которых были уголовники и христиане». «Их взяли на эту работу, – заявил шейх аль-Кардавич, - тобы убивать беззащитных мусульман». Французская Le Monde 16 августа, в заявленную исламистами «пятницу гнева», отметила, что «Братья-мусульмане» в предшествующие недели активно тиражировали слухи о том, что Коптская Церковь и богатые христиане-бизнесмены финансировали массовые демонстрации 30 июня в центре Каира, за которыми последовало свержение Мурси, и что христиане составили также значительную часть митинговавших за отставку президента. Она цитирует слова одного из публицистов «Братьев» о том, что «среди тех, кто вышел тогда на площадь Тахрир, были копты со всего Египта».
Продолжается раскол и внутри исламского сообщества. Основной удар «Братьев» направлен сейчас как на военных, так и на поддержавшее их высшее официальное мусульманское духовенство. Президент исламского университета «Аль-Азхар» шейх Ахмад ат-Тайиб сразу же после свержения Мурси обратился с публичным заявлением к генералу аль-Сиси: «Вы должны были сделать это, ибо надо было выбрать меньшее из зол». 27 июля шейх аль-Кардави в своей телепроповеди упрекнул ат-Тайиба, заявив, что тот не имел права делать подобные заявления от имени всего мусульманского духовенства. Le Monde приводит сказанные в начале августа слова активиста «Братьев» о том, что ат-Тайиб теперь уже «не представляет истинных мусульман». 5 августа, как сообщает газета «Аль-Ахрам», об этом заявил на массовом митинге в центре Каира и верховный руководитель «Братьев-мусульман» Мухаммед Бади: «Я говорю великому имаму «Аль-Азхар» – вы символ (ислама Египта. – «НГР»), но вы более не имеете права говорить от имени мусульман». Это право, очевидно, исламисты готовы отвести исключительно самим себе.
Во что выльется противостояние «Братьев», поддерживаемых через «Аль-Джазиру» шейхом аль-Кардави, с официальной властью и духовенством, предугадать сложно. Стоит учесть, что позиции исламистов и пиарившего их катарского телеканала за последние год-два сильно ослабли. По данным опросов фонда Gallup, если на рубеже 2011–2012 годов поддержка «Братьев» колебалась на уровне 50% от общего числа египтян, то к маю с.г. она упала до 19%, а число отказывающих им в поддержке, наоборот, возросло до 73%. По данным опросов в разных странах арабского мира, резко упала за последние пару лет и аудитория «Аль-Джазиры» – с 43 до 9 млн. телезрителей, что резко уменьшило и влияние шейха аль-Кардави.
С другой стороны, официальное духовенство Египта все же опасается открытого разрыва с все еще влиятельным исламистским движением. В начале августа главный шейх «Аль-Азхар» отклонил предложение исключить аль-Кардави из Высшего ученого совета исламского университета.
В случае обострения конфликта «Братья» могут перейти и к террористической войне, как в 1990-е годы это сделало исламистское движение «Аль-Гамаа аль-Исламия». В последние месяцы Мурси активно использовал это легализовавшееся после революции пирамид радикальное движение для борьбы с назревавшей революцией. «Братья» могут воспользоваться и помощью ХАМАС.
Остается добавить, что разгром «Братьев» поддержали одни суннитские страны и жестко осудили другие.