0
4512
Газета Интернет-версия

07.08.2013 00:01:00

В шатрах рамаданских

Наталья Спивак

Об авторе: Наталья Станиславовна Спивак – журналист.

Тэги: объединенные арабские эмираты, туризм, рамадан, шарджа, ислам


объединенные арабские эмираты, туризм, рамадан, шарджа, ислам На время поста жизнь за пределами гостиниц замирает. Фото Бэзила Д. Соуфи

В этот раз жизнь занесла меня в Объединенные Арабские Эмираты в священный для мусульман всего мира месяц, называемый на арабском языке Рамадан. Удивленный таксист, который вез меня в город из аэропорта, никак не мог понять, что могло привести христианку из Европы в мусульманскую страну в это время. «Сейчас же нет никаких развлечений, все закрыто!» – периодически твердил он. Тем более что пунктом моего назначения стал самый строгий в исполнении законов шариата эмират – Шарджа.
Рамадан, как рассказал мне водитель, священное для мусульман время, потому что, согласно преданию, в этот месяц Аллах ниспослал Пророку Мухаммеду Коран. Как говорится в священной книге мусульман, ангел Джибриль (Гавриил в христианской традиции) сообщил Мухаммеду, что тот является посланником Аллаха и рожден, чтобы распространять ислам среди людей. В память об этом событии мусульмане и проводят месяц Рамадан в посте и молитвах, дабы очиститься от внутренних пороков. Считается, что мусульманину, выдержавшему этот пост, прощаются все грехи. Согласно требованиям, изложенным в Коране, правоверным в Рамадан нельзя есть и пить от восхода до заката солнца. Чтобы верующие не беспокоились о пище и ночлеге в перерывах между постом и могли спокойно молиться и читать Коран, организуются специальные шатры. В них любого пришедшего на ифтар (так называется прием пищи после захода солнца) и сухур (это прием пищи до восхода солнца) накормят, а также предоставят ночлег.
Эти шатры, расположенные около многих мечетей и во дворах высотных зданий, сразу же привлекли мое внимание. Не поверив словам водителя, что христиане и представители иных религий тоже могут прийти в шатры перед заходом солнца, я отправилась на ифтар, на всякий случай надев абайю (длинное черное платье) и хиджаб.
Ответственный за шатер возле мечети «Прощение» по имени Халед Мухаммад приветливо предложил мне пройти внутрь. В шатре размером 70 на 40 метров на полу плотными рядами сидели мусульмане, одетые кто в национальную одежду, кто в обычные джинсы и футболку. На постеленных прямо на каменной плитке клеенках на блюдах присутствовавших ожидала еда: трит – хлеб с помидорами и морковью, бирьяни – рис с мясом и харис – что-то похожее на геркулесовую кашу, а также вода, йогурт, апельсины и финики. Мне предложили занять любое место. Мусульмане передали по рукам воду и йогурт для меня – единственной представительницы слабого пола в этом шатре.
– Почему здесь нет женщин? – спросила я.
– Хотя мы всегда рады накормить всех пришедших, невзирая на их пол, как правило, женщины предпочитают взять еду и отведать ифтар в машине, – пояснил мой спутник Халед.
– Чем отличается месяц Рамадан от всех остальных? – поинтересовалась я.
– Атмосферой, – сказал Халед. – В этот месяц мы больше молимся, прочитываем весь Коран, стараемся избавиться от похоти, лжи, клеветы, сплетен, зависти, жадности, гнева. Держим мысли и поступки в чистоте, помогаем нуждающимся. Чтобы исламскому населению было легче выполнять свои религиозные обязанности, правительство сокращает рабочий день во время Рамадана на два-три часа. По окончании поста будет трехдневный Праздник разговения (Ид аль-Фитр, в России больше известен по тюркскому названию – Ураза-байрам), который начнется в этом году 8 или 9 августа, в зависимости от даты появления диска Луны на небосводе.
Между разговением и молитвой лишь пять минут.	Фото автора
Между разговением и молитвой лишь пять минут.    Фото автора
– А финик является символом Рамадана? – спросила я, разглядывая сухофрукт.
– Финиковая пальма – важный символ в исламе, второй по значимости после воды из священного источника Зам-Зам. Финики и финиковые пальмы упоминаются в Коране 29 раз! Да и Пророк Мухаммед очень любил этот фрукт.
Наша беседа прервалась ровно в 19.09, когда с минаретов мечети громко прозвучал адан, или азан – призыв на молитву. Все присутствовавшие в шатре начали быстро есть предложенные кушанья прямо руками. Минут через пять плотные ряды верующих стали редеть – мусульмане поспешили в мечеть на вечернюю молитву, называемую магриб. А всем желающим раздавали из огромных кастрюль остатки нетронутой пищи. Мне Халед принес два запечатанных стакана воды и упаковку фиников.
– А можно мне пройти в мечеть? – спросила я, нисколько не надеясь на положительный ответ.
– Постараюсь помочь вам, но после молитвы, – ответил Халед.
Только мечети Шейха Зайда в Абу-Даби и Джумейра в Дубаи в порядке исключения допускают внутрь не мусульман. Это, как выяснилось, неофициально практикуется в Рамадан и в мечети «Прощение» в Шардже.
Я поспешила за верующими, на ходу щелкая фотоаппаратом, хотя была наслышана о строгих законах Шарджи и готовилась к нареканиям со стороны мусульман или даже встрече с религиозной полицией. Но никто не проронил ни слова. Из многочисленных верующих только один отметил, что я не могу наступать на зеленый ковер перед входом в здание.
После молитвы меня наконец-то впустили в мечеть, в молельный зал для мужчин. Здесь все еще молились четверо верующих. Вошел еще один, одетый в традиционную мусульманскую одежду. Мужчина остановился и начал молиться. Тишину в мечети прерывали лишь возгласы «Аллах Акбар!». Вдруг из одной внутренней двери какой-то мальчик передал мне суп в небольшой пластмассовой тарелке.
Через некоторое время меня провели в молельный зал для женщин, вход в который находился с торца мечети и был отделен сплошной стеной умывальных комнат. Женский зал располагался на втором этаже и оказался раза в три меньше мужского. К следующей молитве, называемой иша, проходящей примерно в 20.30, стали стекаться женщины, одетые, как и я, в абайю и хиджаб. Но некоторые мусульманки тем не менее были удивлены моим присутствием в зале. Видимо, сказалась европейская внешность, которую не скроешь традиционной арабской одеждой. Женщин, кстати, было значительно меньше мужчин, пришедших после заката солнца на магриб. «Мужчинам вменяется в обязанность приходить в мечеть на молитву пять раз в день, на женщин это не распространяется, мы можем молиться и дома, поэтому наш молельный зал значительно меньше, чем мужской», – пояснили мне мусульманки. А я решила не злоупотреблять исламским гостеприимством и покинула мечеть.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
944
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
678
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
330
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
453

Другие новости