17.07.2013 00:01:00
В Зарубежной Церкви разгромили западников
Об авторе: Анна Нежинская – журналист.
В интервью «НГР», которое первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион (Капрал) дал незадолго до Синода, он объяснил наличие в его Церкви службы по западному (латинскому) обряду как часть древней традиции. Об этом можно прочитать в сегодняшнем номере «НГР».
Однако на недавнем чрезвычайном заседании Синода под председательством самого митрополита было решено ликвидировать формальные рамки, в которых существовали приходы западного обряда, а также освободить епископа Иеронима (Шу) от всех должностей, в том числе и от должности викария по окормлению приходов, придерживающихся западного обряда. Вместе с Иеронимом всех званий, в том числе сана архимандрита, лишен и фактический лидер общин западного обряда теперь простой монах Антоний (Бонди). Западный обряд существует в РПЦЗ десятки лет. Больше четверти века назад туда вошла обитель Святого Амвросия Медиоланского во главе с Антонием (Бонди) (тогда носившим титул архиепископа).
В РПЦЗ в Америке свыше 20 приходов западного обряда. Их существование давно вызывало критику в церковных кругах и служило поводом для интриг, однако непосредственным поводом для решения Синода послужило групповое рукоположение священников западного обряда, проведенное епископом Иеронимом. Групповое рукоположение нетипично для русского православия. Это вызвало бурю в православных кругах в Америке. Источник, близкий к Синоду, рассказал, что митрополиту Илариону позвонил возмущенный глава Американской архиепископии Константинопольского Патриархата архиепископ Демитриус Тракателлис и заявил, что даже от либеральных верующих Антиохийского Патриархата такого не ждали, не то что от РПЦЗ, которую православный мейнстрим бойкотировал до самого последнего времени за консерватизм.
Передают и о возмущенных звонках из Москвы, куда якобы обращались американские епископы с угрозами прервать евхаристическое общение с РПЦЗ. Внутри самого Синода РПЦЗ несколько епископов провели демарш, а епископ Каракасский Иоанн (Берзинь) даже пригрозил уволиться. Правда, епископ Иоанн проживает не в венесуэльской столице Каракасе, а в своей квартире в здании Синода в Нью-Йорке и давно пытается избавиться от неудобного назначения, так как в Латинской Америке он окормляет только немногочисленных русских и не сработался с испаноязычным клиром и верующими. Как заметил источник в РПЦЗ, для епископа Иоанна это в любом случае выигрышная ситуация.
Епископ Иероним (Шу) заявлял, что действовал с благословения митрополита Илариона, но очевидно, что ситуация сложилась не в его пользу. Синод определил епископа Иеронима на покой, без права служения в Знаменском синодальном соборе города Нью-Йорка, совершения рукоположений и награждений клириков, с местопребыванием по месту жительства при Владимирском храме-памятнике 1000-летию Крещения Руси в Джексоне (Нью-Джерси). Он может там служить и по особому благословению служить в других местах. Совсем недавно он совершил длительную поездку в Австралию, и многие думали, что это будет первым шагом его назначения правящим епископом в тамошнюю епархию. Кстати, в кулуарах чрезвычайного заседания Синода выяснилось, что и другой кандидат в правящие епископы РПЦЗ в Австралию епископ Георгий (Шеффер) тоже не заинтересован в этой должности.
Для рассмотрения положения с приходами западного обряда назначена комиссия, которая будет действовать в духе постановления Синода «О необходимости принятия ими богослужебного устава Православной Восточно-Кафолической Церкви при сохранении в случае необходимости некоторых особенностей западного обряда». В ее состав вошли два священника, перешедших из Католической Церкви. В церковных кругах отмечается, что решение Синода не затрагивает нескольких приходов РПЦЗ западного обряда в Англии и Германии.
Получить комментарий отстраненного лидера приходов западного обряда Антония (Бонди) нам не удалось. Его монастырь расположен на частной земле и принадлежит ему. Считается, что он не останется в РПЦЗ. Недавно эмигрировавший из России священник А. сказал нам, что «казенное единообразие, поразившее РПЦ после назначения Патриарха Кирилла, пришло и в США, и англоязычным священникам, поддержавшим разгром западного обряда, стоит понять, что они с их английским языком службы и американской ментальностью могут оказаться следующими».
Корпоративный менеджер и ктитор крупной церкви в Нью-Йорке высказался по этому поводу иначе: «Церковь тоже корпорация. Непонятно, как с ними мирились 30 лет. Вы себе представляете, чтобы «Кока-кола» мирилась с тем, чтобы под ее брендом торговали «Пепси»? Бренд надо защищать».
Нью-Йорк
Продолжение темы
Комментарии для элемента не найдены.