0
4953
Газета Интернет-версия

17.07.2013 00:01:00

Духовные ценности от отечественного производителя

Вадим Венедиктов

Об авторе: Вадим Юрьевич Венедиктов – кандидат исторических наук, ответственный секретарь Общества христианского просвещения.

Тэги: учебник истории, история россии, духовные ценности, православие, христианство


Министерство образования и науки России подготовило проект концепции нового учебно-методического комплекса (УМК) по отечественной истории. Это некий историко-культурный стандарт, включающий в себя всю российскую историю с древнейших времен до 2012 года. Стандарт этот собираются апробировать в российских школах.
Основы данного стандарта уделяют первостепенное значение «освещению проблем духовной и культурной жизни России». По мнению авторов нового УМК, «учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности». Вот здесь и возникают первые вопросы. Совершенно неясно и невообразимо, как можно духовную ценность «произвести»? Переписать по-новому Нагорную проповедь Христа? Или выдать новую редакцию Корана? Получается, авторы УМК ставят «производство духовных ценностей» на поток.
Важнейшей рекомендацией к УМК по отечественной истории является следующая (пункт 7 концептуальных основ историко-культурного стандарта): «История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории». Этот пункт с совершенной очевидностью указывает на то, что в новом учебнике церковно-историческому компоненту будет уделено значительное место. Обратимся к самому стандарту, состоящему из семи разделов, чтобы понять, насколько системно излагается в нем история религий.
В начале первого раздела авторы вскользь упоминают о том, что «в конце X века на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте». Для учебника, претендующего на церковно-историческую роль, не мешало бы отметить, что христианство было принято на нашей земле постепенно, в течение как минимум двух столетий. И что под «восточным» вариантом следует понимать исключительно византийский вариант христианизации Руси с последующей духовной монополией греческого духовенства на территориях самой обширной и в то же время самой отдаленной епархии от Константинополя.
Трудно также сказать, сколько времени и внимания авторы нового учебника собираются уделить языческим традициям Древней Руси, истории Хазарского каганата и Волжской Булгарии. Невооруженным глазом видно, что вся история средневековой Руси (колоссальный хронометраж IX–XV веков) расписана в первом разделе учебника очень скупо и скомканно, что весьма характерно для поверхностного, дилетантского ознакомления с историей. Показательно, что там нет даже упоминания о знаменитом споре двух монашеских школ средневековой Руси. Речь идет об иосифлянах и нестяжателях. Об Иосифе Волоцком и Ниле Сорском. Их письменные труды авторами УМК совершенно проигнорированы. Проигнорированы и интеллектуальные ереси конца XV – начала XVI века. Стригольников, «жидовствующих», будто бы и не было на Руси.
Церковный раскол XVII века представлен опять же весьма скупо. На основании лишь никоновских реформ пятидесятых годов XVII столетия. Авторы не позаботились о том, чтобы дать учащимся представления о последствиях раскола. О Большом Московском Соборе 1666–1667 годов, на котором, кроме низложения Патриарха Никона, состоялось, по сути, беспрецедентное проклятие всей русской старины, и более того – всей русской истории. О последующих гонениях на старообрядцев в императорской России. О тяжком для них времени Николая I. О белокриницкой старообрядческой иерархии. Обо всем этом – ничего не прочитаешь в новом учебнике по «производству духовных ценностей»…
Пятый раздел учебника посвящен «формированию и эволюции советской системы». Остается только догадываться, почему же авторы УМК проигнорировали ход знаменитого Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов? Не упомянули даже о восстановлении патриаршества в России. Полностью отсутствуют в учебнике персоналии Патриархов Тихона (Белавина) и Сергия (Страгородского). Ни слова о тех церковных конфликтах и противоборствах, которые существовали с самого начала власти большевиков. Ничего не узнаешь со страниц нового учебника о церковной партии «непоминающих» митрополита Сергия (Страгородского), об иосифлянах советского времени, об истинно-православных и катакомбном движении в Советской России 1930-х годов. Проигнорирован и Архиерейский Собор 1943 года, на котором состоялась интронизация Патриарха Сергия. Событие в высшей степени важное, семидесятилетний юбилей которого официально будет отмечаться осенью этого года. Так называемое церковное возрождение в России начиная с 1988 года авторами будто бы и не замечено. Нет ни малейшей попытки проанализировать ход церковных событий за последние 25 лет: со времен Поместного Собора 1988 года до наших дней. Замолчали церковные инциденты Украины, анафему над митрополитом Филаретом (Денисенко). Авторы не упомянули ни об одном Патриархе советского периода.
Как видно, история православия и тем более других религий России отнюдь не «пронизывает» данное учебное пособие. Изложена эта история не систематически. Более того, авторы учебника допустили сознательное игнорирование основных церковных событий XX века.
Возникает вопрос: нужно ли вообще учащимся данное пособие? Не проще ли тем школьникам, которые интересуются историей православия, полистать хотя бы вводный том к официальной «Православной энциклопедии». Это не только сэкономит время учителю и ученику, но и избавит общество от надоевшей дискуссии вокруг изучения истории православия в школе.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
938
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
585
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1140
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1131

Другие новости