Почти половина опрошенных верующих считают, что сами прихожане должны содержать общину. Фото РИА Новости
Служба «Среда», изучающая современное российское общество, религиозность, духовную жизнь, ценностные ориентации и идентичность россиян, предоставила «НГР» еще не обнародованные данные своего последнего соцопроса. 28 апреля, в Вербное воскресенье, «Среда» провела исследование среди прихожан столичных православных храмов, задав им несколько вопросов.«Кто должен финансировать приход?» При ответе на этот вопрос участники могли выбирать несколько вариантов. 45% опрошенных считают, что это обязанность прихожан. Так чаще отвечали те, кто регулярно посещает церковь, а также люди в возрасте от 30 лет, особенно 46–60-летние.
28% опрошенных уверены, что финансирование прихода – обязанность Московской Патриархии. Так отвечают те, кто реже ходит в церковь, не участвует в приходской жизни, не верит в воскресение после смерти. Мужчины и респонденты старше 46 лет реже выбирали вариант «Патриархия».
24% опрошенных возлагают надежды на крупных жертвователей, еще 22% рассчитывают на государство. На эти источники чаще указывают люди с доходом ниже среднего. С ростом дохода надежда на государство и крупных жертвователей уменьшается. Респонденты с самым высоким доходом чаще говорят о том, что финансирование – дело прихожан.
Многие верующие предлагают решать задачу финансирования совместными усилиями: вариант «все» выбрали 14% опрошенных. Среди них чаще встречаются люди 19–30 и 61–80 лет.
Главные ценности, которые ассоциируются у опрошенных прихожан с православием: христианская любовь – 30%, милосердие и доброта – 21%, вера – 15%, церковно-литургические ценности – 14% (в эту группу вошли ответы, связанные с таинствами: «евхаристия», «покаяние», «покаяние и последующее из него принятие святых даров», «духовная радость после причастия и других таинств, таинства», «участие в жизни Церкви» православием, Церковью и церковной жизнью в целом: «нормы евангельской этики», «Пасха», «православное богослужение», «жизнь по вере», «молитва, жизнь во Христе с братьями и сестрами», «община», «более полное церковное предание, богослужение», «почитание икон, соборная молитва», «заповеди», «слово Божие», «Библия», «Царство Небесное», «Христос», «традиции апостольского служения»).
Мужчины немного чаще называли христианскую любовь, а женщины – милосердие и доброту. После 60 лет любовь уступает место милосердию: если прихожане 46–60 лет чаще отвечали «любовь», то 61–80-летние – «доброта и милосердие».
Ожидаемые ценности в топ не попали: семья – 8%, смирение, послушание – 6%, патриотизм, родина – 2%. Еще 4% опрошенных (почти все – женщины) называли материальные предметы: «храм, крест», «святая вода, серебряный крест», «святыни, иконы, кресты».
«Может ли что-либо оскорбить ваши религиозные чувства?» Две трети опрошенных прихожан столичных храмов ответили «да» (66%). 22% респондентов заявили, что ничто не может оскорбить их религиозные чувства, остальные не дали ответа.
В первую очередь прихожане считают оскорбительными негативное отношение, высказывания и действия «против христианства и православия» (30%). Сюда относятся «непочтительное отношение к иконам, поведение в храме», «осквернение святынь», «кощунство, богохульство». На втором месте рейтинга – инаковость, «неправославность» (10%). На третьем месте – «внутрицерковные настроения» (4%), которые включают поведение самих верующих и священнослужителей.
«Как наказать оскорбившего религиозные чувства?» 43% прихожан против наказания за оскорбление религиозных чувств: «Совершенно недопустимо наказывать человека за то, что кто-то излишне чувствителен».
Те, кто высказывается за наказания, ставят на первое место «исправительные работы» (16%). Второе место делят варианты «штраф» и «суд Божий» – по 8% (причем ожидания от Божьего суда у всех разные: от «Бог накажет» до «Бог простит»). Далее следуют «тюремное заключение» (4%), «условный срок» (3%) и «колония» (2%).