В Турции в последнее время активизировались ультраправые группировки. Фото Reuters
Турецкая полиция сообщила 11 мая о раскрытии заговора с целью убийства Константинопольского (Вселенского) Патриарха Варфоломея I. Предполагаемый убийца, некий Сердар А., прибывший в Стамбул из города Кайсери на юго-востоке страны, собирался осуществить теракт 29 мая – в день взятия Константинополя турками в 1453 году. Охрана резиденции Вселенского Патриарха была усилена. Впрочем, как заявил греческому телеканалу ALPHA глава патриаршей пресс-службы Доситеос Анагностопулос, он узнал обо всем из СМИ. По его мнению, подобные новости предназначены лишь для того, чтобы «мутить воду», и Патриарх относится ко всему этому спокойно.О задержанном Сердаре А. сообщается, что он является членом организации «Серые волки». В 1970-е годы эта радикальная националистическая группировка терроризировала Турцию, атакуя представителей левых и либеральных сил страны, но после военного переворота 1980 года ушла в подполье, действуя в основном в странах Западной Европы, где существовали турецкие диаспоры. «Серым волком» был и Али Агджа, стрелявший 13 мая 1981 года на площади Святого Петра в Ватикане в Папу Иоанна-Павла II. Но с тех пор и «Серые волки», и Партия национального действия (ПНД), которую называли легальным политическим крылом того же националистического пантюркистского движения, изменились, действуя в основном как легальная политическая сила. Начиная с 1990-х годов они добились на этом поприще немалых успехов. В 1999 году ПНД впервые преодолела на выборах в Великое национальное собрание (парламент) Турции 10-процентный барьер, сформировав вторую по величине фракцию, и с тех пор показывает близкие к этому результаты. На выборах 2011 года у нее было чуть более 13% голосов, что обеспечило третью по величине депутатскую фракцию в парламенте.
Пантюркистские идеи «Серых волков» и ПНД отчасти совпадают с неоосманистской идеологией правящей сейчас в Турции Партии свободы и развития Реджепа Тайипа Эрдогана, отчасти противоречат ей. Национальная идеология в Турции прочно связана с идеями Мустафы Кемаля Ататюрка. Для турецких националистов он – культовая фигура, а исламисты стараются избавиться от секулярного наследия основателя Турецкой республики. Кроме того, турецкие исламисты, как и египетские «Братья-мусульмане», в последние годы оказались вовлечены в тесные контакты с Западом, а пантюркисты – ярые антизападники, считающие, что «крестоносцы» сначала вытеснили турок с Балкан, а теперь мечтают освободить от потомков османов и принадлежавшую когда-то византийцам Анатолию.
Патриарха Варфоломея в Турции многие считают видным проводником либерального западного влияния. В свое время связь Вселенского Патриарха с экуменическим движением оттолкнула от него многих православных верующих – и это могло бы сделать его мишенью для турецких радикалов.
С другой стороны, находящиеся у власти исламисты давно уже ведут наступление на националистов-кемалистов. В 2012 году был организован масштабный процесс по обвинению секретной организации «Эргенекон», с которой в прессе не раз связывали «Серых волков», в подготовке государственного переворота. На прошедшем 3 мая с.г. многотысячном митинге националистов в городе Коджаэли, расположенном неподалеку от Стамбула, где демонстрировались «портреты мучеников» из числа «Серых волков», звучала резкая критика политики Партии свободы и развития. Ибрагим Озкан, проходивший по делу «Эргенекона», заявил собравшимся, что «несмотря на создаваемую режимом атмосферу страха… турецкая нация разорвет оковы и вновь возродится из пепла». Спустя несколько дней полиция заявила о том, что «Серые волки» готовили покушение на Патриарха Варфоломея.