0
18042
Газета Интернет-версия

17.04.2013 00:01:00

Москвичей подстраивают под программу «200 храмов»

Тэги: москва, православие, храмы


москва, православие, храмы Заштатный священник Дмитрий Ненароков и окормляемые им столичные казаки. Фото с сайта www.vmeste-front.ru

Массовая несанкционированная акция в форме православного молебна в Гагаринском районе ЮЗАО Москвы закончилась 6 апреля задержаниями ее участников ОМОНом. Ситуация несколько нетипичная для новейшей истории России. Некоторые поспешили объявить ее «гонениями на веру». Даже придумали специальное слово – «храмоповал», образованное по аналогии с «крестоповалом». Ведь собравшиеся на молебен требовали выделить им участок для строительства православного храма.
Если внимательно изучить корни конфликта и его участников, выясняются интересные вещи. В заявлении, распространенном после событий 6 апреля объединением «Защитим «Программу-200», которое лоббирует строительство новых православных храмов в разных районах Москвы, упомянуты «казаки и православные спортсмены, специально прибывшие на место событий для обеспечения безопасности молившихся». Об этих молодчиках упоминают и жители района в опубликованном в Интернете заявлении. По словам жителей, начиная со второй половины февраля уличные молебны на Молодежной улице «проходят под охраной молодых людей в военной форме с кнутами и дубинками». Гагаринский район сложно назвать криминогенным: он, как и в целом окрестности Ленинского проспекта, начиная с 1950-х годов заселялся в основном интеллигенцией. Жители в своем заявлении жалуются, что «сторонники программы «200 храмов»… начали в буквальном смысле терроризировать жителей района» публичными акциями и агитацией. Напуганные москвичи жаловались на нарушителей спокойствия в полицию. 30 марта нарядом был задержан и отвезен в ОВД для объяснений священник, совершавший такой «молебен», а 6 апреля и этот священник, и другие участники действа (всего несколько десятков человек) снова оказались в отделении полиции.
В опубликованном 8 апреля заявлении объединения «Защитим «Программу-200» названо имя этого священника – Дмитрий Ненароков. В тот же день агентство «Интерфакс-религия» обнародовало интервью с Ненароковым, в котором он представлен как «глава общины на улице Молодежной в Гагаринском районе Москвы». Однако в опубликованном заявлении фонда «Поддержка строительства храмов города Москвы» – напомним, учрежденного Патриархом Кириллом – сказано: «Священник, совершавший молебные пения (на улице Молодежной. – «НГР»), не имел на это разрешения и не является штатным клириком Юго-Западного викариатства». Более того, как следует из заявления фонда, у прихода будущего храма вообще нет утвержденного священника: «Ответственный за строительство священник назначен не был, так как участок пока не включен в программу из-за возражений жителей». То, что Ненароков не является главой православной общины Гагаринского района, признал 11 апреля в своем блоге и один из лидеров «Защитим «Программу-200» Кирилл Фролов, написавший, что «приход в Гагаринском районе будет окормляться священником, которого назначит Московская Патриархия, отец Дмитрий постоянно служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках». Таким образом, «духовный лидер» показательного молебна в Гагаринском районе оказался не главой местной общины, а человеком со стороны, причем даже никак не связанным с местным благочинием РПЦ.
Дальше – больше. Если зайти на официальный сайт храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, то можно узнать, что среди штатного духовенства храма священник Дмитрий Ненароков вообще не значится. Поиск по сайтам Московского Патриархата позволяет узнать, что ранее этот клирик служил в Московской области. Указом управляющего Московского епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова)
№ 1616 от 23 апреля 2008 года он был назначен вторым священником в штат храма Рождества Богородицы в Королеве, а указом № 3868 от 8 июля 2010 года Ненароков «согласно поданному прошению, по состоянию здоровья освобождается от обязанностей клирика Богородицерождественского храма города Королева Московской области и почисляется за штат».
Узнать из официальных источников РПЦ о том, где же с тех пор постоянно несет (и несет ли вообще где-либо) свою пастырскую службу Ненароков, не представляется возможным. Это дало повод исследователю современной РПЦ религиоведу Николаю Митрохину повод причислить его к «бродячим попам». Возражая Митрохину, Кирилл Фролов в своем блоге указывает, что священник Ненароков «служит и преподает боевые искусства в Институте пограничных войск ФСБ России». Об этом можно найти упоминания в статье, вышедшей в ноябре 2012 года в журнале «Коммерсант-Власть» и посвященной деятельности казачьих организаций в Москве. Ненароков описан журналистом как тренер по рукопашному и ножевому бою в одной из таких структур. «Работает Ненароков на кафедре физического воспитания Московского пограничного института ФСБ, где тоже преподает рукопашный бой, – сказано в статье. – Одновременно он служит в небольшой церкви при институте – окормляет курсантов». Открытая в 2005 году церковь при находящемся в Северо-Западном округе Москвы Пограничном институте ФСБ – это храм-часовня, каких много в Москве. Богослужения там совершаются по выходным и в праздники, своих священников они не имеют. Другое дело, если Ненароков, работая в институте ФСБ по светской специальности, в свободное время еще и служит в находящейся при учебном заведении часовне как духовное лицо.
В материалах к прошедшим 25–26 января с.г. в Москве XXI Рождественским образовательным чтениям участвовавший в них Ненароков представлен как «заместитель атамана МГКО (Московского городского казачьего общества. – «НГР») по воспитательной работе». Выступал он на чтениях с докладом «Опыт духовного и военно-патриотического воспитания казачьей молодежи в учебных сотнях ЦКВ (Центрального казачьего войска. – «НГР»)». «Ненароков – сотник (командир подразделения в казачьих войсках) РКО МГКО «Восток» (т.е. районного казачьего общества Восточного округа. – «НГР») – так упоминали его СМИ в ноябре 2012 года. Священник в камуфляже, обучающий молодежь рукопашному и ножевому бою, – в таком образе Ненароков предстает начиная с 2008 года в многочисленных интернет-публикациях, посвященных сначала созданному им в Королеве при храме Рождества Богородицы военно-патриотическому клубу «Сокол», а в последние годы – казачьим формированиям в Москве.
Помимо уже упомянутого  Московского городского казачьего общества Ненароков фигурирует как тренер бойцов некоего действующего в столице Оренбургского отдельного казачьего общества. На сайте этой организации размещен отчет о проведенной Ненароковым 5 апреля 2012 года в Казачьем лицее имени Шолохова тренировке («семинаре») по рукопашному и ножевому бою. Там говорится, что «организаторы семинара – Московское землячество оренбургских казаков и представительство ОВКО (Оренбургского войскового казачьего общества. – «НГР») в Москве при содействии казаков ЦКВ». Также на сайте еще одной организации – Великого братства казачьих войск – упомянуто, что 11 ноября 2012 года священник Ненароков участвовал в освящении ее знамен, которое проводилось в храме Иоанна Предтечи в Сокольниках игуменом Иоанном (Ермаковым). Видимо, это единичное событие и дало основание затем причислять Ненарокова к штатному духовенству храма в Сокольниках, в списках которого в отличие от того же игумена Ермакова он официально не значится.
«По словам Ненарокова, оно (преподаваемое им начиная с 90-х годов искусство рукопашного и ножевого боя. – «НГР») направлено не на спортивные результаты, а на выполнение приказов и выживание в условиях улицы», – писали в ноябре 2012 года присутствовавшие на его тренировках журналисты. Они цитировали самого Ненарокова: «Офицеров и курсантов мы учим здесь боевому ремеслу, ближнему бою холодным оружием. Холодное оружие – штатное: нож разведчика, штык-нож, короткий клинок. Это заточенная пехотная лопатка, любой дрын в руках, пистолет, используемый как кастет, мобильный телефон, взятый в руку». Так что жители Гагаринского района не напрасно опасались появления у них на улицах как самого Ненарокова, так и подготовленных им бойцов. На сайте МГКО, в котором, как упоминалось выше, он состоит сотником и помощником атамана, 22 марта была размещена благодарность казакам, принявшим участие в молебнах на Молодежной. Сам Ненароков ранее предупреждал журналистов, которые писали о его деятельности: «Казаки… все хотят реального дела».
Многие из казаков находят это «реальное дело» в действиях против сторонников Pussy Riot или художников-нонконформистов. «Еще на подходе к Винзаводу, около станции метро «Курская», встречаем небольшую группу казаков во главе с иереем Дмитрием Ненароковым» – так журналисты «Парламентской газеты» описывают события 2 октября 2012 года, когда толпа людей в военной форме с хоругвями блокировала выставку «Духовная брань» в галерее Винзавода. «3 марта он под черным флагом с черепом и костями совершал публичную панихиду на митинге московских казаков, – пишет в Гранях.Ру Николай Митрохин. – После митинга часть казаков… отправились срывать спектакль о деле Pussy Riot в Сахаровском центре. Там дело тоже (как и 6 апреля на Молодежной. – «НГР») закончилось вызовом ОМОНа».
Ненароков в ноябре 2012 года сказал в одном из интервью, что был с окормляемыми им духовно казаками у Винзавода, но якобы лишь для того, чтобы «предотвратить кровь». Аналогичные «доводы» приводят сейчас в свое оправдание и деятели из объединения «Защитим «Программу-200». В пресс-релизе, присланном ими в «НГР» 12 апреля, говорится, что руководители объединения «пока удерживают от решительных действий участников молебна». Очевидно, тех самых упомянутых ранее ими же «казаков и православных спортсменов».
Как заявил в ноябре 2012 года Ненароков, нынешняя активизация казаков в Москве вызвана ажиотажем, поднятым вокруг «панк-молебна» Pussy Riot, и разговорами об угрозах Церкви. После известных событий 2012 года казаки взяли под охрану храмы и поклонные кресты, причем, по словам Ненарокова, их «патрули» благословлял специально приехавший секретарь Патриарха (очевидно, речь о секретаре Патриарха по Москве протоиерее Владимире Дивакове). Тогда РПЦ выпустила из бутылки джинна и сейчас уже лишь с трудом может его унять. «Молебны, где бы то ни было, должны совершаться с благословения священноначалия, – заявляется в опубликованном 12 апреля заявлении фонда «Поддержка строительства храмов города Москвы». – На улице Молодежной такого благословения не было, а самостоятельные действия активистов вызвали раздор и скандал, которые не приличествуют христианскому образу жизни».   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
394
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
501
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
413
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
345

Другие новости