Начиная с марта, в разных регионах России проверку прошли несколько сотен религиозных организаций и общин. Фото ИТАР-ТАСС
Полномасштабная кампания по проверке некоммерческих организаций (НКО), проводимая с марта прокуратурой, затронула и религиозные организации. В размещенном на сайте www.openinform.ru и постоянно пополняемом списке организаций, куда наведались правоохранители, религиозные общины составили до четверти от всего количества упомянутых НКО.Как уточнил «НГР» составляющий этот список юрист «Агоры» и член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Павел Чиков, источники информации у него разные: «Некоторые (из проверяемых НКО. – «НГР») сами сообщили, про других коллеги сказали, о третьих от прокуроров узнали». В качестве одного из источников информации фигурирует некий отсканированный документ, выложенный в аккаунтах Чикова в соцсетях. Там среди проверенных прокуратурой упомянуты, например, «около 400 местных организаций во всех регионах» Централизованной религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России». Как отметил «НГР» Чиков: «Уверен, без приписок не обошлось». По опубликованной 15 апреля Управленческим центром «Свидетелей Иеговы» в России, к середине апреля проверкам в регионах подверглись подчиненные ему 117 местных религиозных организаций и 15 религиозных групп.
По многим религиозным организациям в регионах, в том числе не отмеченным «Агорой», есть информация в местных СМИ, либо на сайтах прокуратуры. Так, согласно данным СМИ, 15 марта была проведена проверка в католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии в Новочеркасске Ростовской области. По итогам ревизии приход был оштрафован прокуратурой и Роспожнадзором за нарушение требований пожарной безопасности на 450 тыс. руб. «Парадоксально само поведение прокуратуры, – заявил «Агоре» настоятель прихода священник Алексей Полиско. – Зная наше положение (годовой бюджет прихода - 150 тыс. руб. – «НГР»), зная, какими суммами мы оперируем, они могли выдать нам предписания со сроками. А они нас решили просто убить. Сейчас у прихода на банковском счету 9204 рубля. Откуда он возьмет 450 тысяч плюс 200 тысяч для устранения недочетов?»
Помимо прихода в Новочеркасске, проверкам, по данным СМИ, подверглись католические храмы и в других городах Ростовской области: Волгодонске, Азове и Ростове-на-Дону. В ряде СМИ прошла информация, что этим приходам проверяющими также были выписаны штрафы, подобные тому, что получен приходом в Новочеркасске. Однако, как сообщил «НГР» генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, ему пока известно лишь об одном случае оформления штрафа – в Новочеркасске.
Проверки затронули католические приходы и в других регионах. 20 марта на сайте прокуратуры Саратовской области появилось сообщение о том, что «прокуратурой области в рамках исполнения плана работы Генеральной прокуратуры РФ проводится проверка исполнения общественными, религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями законодательства о противодействии экстремизму». В ходе нее были «изучены материалы, касающиеся деятельности местной религиозной организации прихода Святого Климента Римско-Католической Церкви в Саратове». В итоге, сообщает пресс-служба Саратовской прокуратуры, были «выявлены отдельные факты несоответствия устава организации требованиям действующего законодательства, связанные с определением территории действия организации, вопросами религиозного обучения и другими вопросами». О каких-либо штрафных санкциях в связи с этим не сообщается. Как сообщил «НГР» Ковалевский, проверки затронули католические приходы в Орле и Кирове, но также пока без санкций.
Еще один объект внимания проверяющих – российские филиалы международной католической благотворительной организации «Каритас». По данным «Агоры», ссылающейся на некий документ из прокуратуры, еще до 4 апреля проверки прошли в отделениях «Каритас» в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Вологде, Березниках (Кировская область), Калуге, Перми, Туле, Твери, Смоленске, Орле, Курске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Мурманске и Новгороде. Однако Игорю Ковалевскому, который, кроме всего прочего, занимает пост директора столичного отделения «Каритас», известно лишь о двух проверках: в Санкт-Петербурге и Москве. Проверка в Москве прошла 9 апреля в его присутствии. «Все проходило предельно корректно», – сказал Ковалевский, отметив, что «проверка была очень неожиданной». Инспекцию, по его словам, в московском отделении «Каритас» производили сотрудники прокуратуры, МВД, ФСБ и налоговой инспекции, проверившие уставные и бухгалтерские документы организации. «Особое внимание уделялось источникам финансирования организации, – рассказал Ковалевский. – Еще один элемент проверки – на проявления экстремизма в деятельности религиозных организаций». В Петербурге инспекция «Каритас» проводилась 3 апреля. «Были и прокуратура, и комитет по образованию, и Роспотребнадзор, и пожарный надзор, и налоговая, – сообщила Интерфаксу директор центра «Каритас Петербург» Наталия Певцова. – Проверяли все: от состояния туалетов до наших документов по благотворительности».
Четвертого апреля в петербургский филиал Централизованной религиозной организации «Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа святых последних дней в России» пришли с проверкой шесть сотрудников правоохранительных органов. Помимо сотрудников прокуратуры, это были представители Федеральной миграционной службы, Госнаркоконтроля, МЧС, Роспотребнадзора. При этом, как следует из представленной в «НГР» мормонами копии письма от 3 апреля из прокуратуры Красногвардейского района Санкт-Петербурга, документы по различным сторонам их деятельности должны были быть представлены в прокуратуру в срок до 5 апреля. Требовали в числе прочего «сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества организации». Пресс-служба Церкви мормонов сообщила «НГР», что отчеты были предоставлены в требуемые сроки. Пятого апреля еще одно аналогичное письмо из того же ведомства пришло в адрес руководителя головной организации мормонов, зарегистрированной и действующей в Москве, то есть за пределами юрисдикции прокуратуры Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Инспекторы приходят и в мусульманские общины. Как сообщил 2 апреля исламским сайтам председатель действующей в московских районах Северное и Южное Бутово организации «Милость» Марат Алимов, 25 марта в офис организации прибыли помощник прокурора ЮЗАО Москвы Александр Гончаров, его коллега из отдела по борьбе с экстремизмом, представитель экономического отдела полиции и Роспожнадзора. Они, «проходя по комнатам, осматривая каждое помещение, задавали вопросы о деятельности организации» и «потребовали документы на ведение уставной деятельности».
10 апреля на сайте прокуратуры Иркутской области было размещено сообщение о том, что «прокуратура города Усолье-Сибирское в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности выявила в религиозной организации мусульман «Мечеть» запрещенное книжное издание «Основы искренности» из собрания сочинений «Рисале-и Нур» (автор Саид Нурси)». Прокуратура «возбудила дело по факту незаконного хранения печатного издания об административном правонарушении по ст. 20.29 КоАП РФ (хранение в целях массового распространения экстремистских материалов, включенных в опубликованный Федеральный список экстремистских материалов) в отношении исполняющего обязанности имама мечети Салохиддина Саидова». Как известно из региональных СМИ, 15 марта аналогичное дело по факту нахождения в молельном помещении запрещенных книг было возбуждено в отношении действующей в Нерюнгри (Якутская республика) мусульманской организации «Духовный центр».
В Централизованной религиозной организации «Российская Церковь христиан веры евангельской» (РЦ ХВЕ), как сообщил «НГР» руководитель администрации начальствующего епископа РЦ ХВЕ Иван Боричевский, прокурорская проверка прошла 13 марта. По его словам, информация об аналогичных проверках входящих в объединение организаций поступает также из многих регионов. Проверки коснулись и другого объединения пятидесятников – Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ).
1 апреля в публикации на сайте «Живая вера медиа» первый заместитель начальствующего епископа РОСХВЕ Константин Бендас отметил, что «на данный момент подобные проверки в разной форме уже состоялись более чем в 40 субъектах Российской Федерации».
«Массовые проверки прокуратуры НКО коснулись и религиозных организаций. Проверяют всех, кроме наших братьев в РПЦ», – отметил 26 марта в Twitter секретарь Экспертного совета развития Консультативного совета глав протестантских Церквей России Дмитрий Лавров. Кстати, как пишет в Twitter адвокат «Агоры» Павел Чиков, «по утверждению Минюста РФ, главным получателем иностранных средств в России является Русская Православная Церковь». Московский Патриархат получает как минимум сборы из расположенных за границей епархий. Однако о проверках в РПЦ действительно не слышно. Хотя в опубликованных Чиковым в Интернете документах прокуратуры среди подлежащих проверке значатся православные приходы – но «раскольнической» РПЦЗ митрополита Агафангела (Пашковского).
«Значит, у прокуратуры было какое-то основание проверять не все организации, получающие иностранное финансирование из-за границы, а только часть», – заявил «НГР» директор Центра «Сова» Александр Верховский. По его предположению, выборочность этих проверок может объясняться наличием списков, «спущенных» в прокуратуру, – «списков организаций, которые получают иностранное финансирование и делают с ним что-то не то». «Почему в них попали эти организации, непонятно, и скорее всего мы этого никогда не узнаем», – считает Верховский.
«Эти проверки не имеют отношения к религии, а направлены на выявление «иностранных агентов», – считает глава Центра «Сова». – Почему они при этом проводятся с таким размахом, это вопрос к Генеральной прокуратуре. Я думаю, в этом велик элемент показухи». «В каких-то случаях явно местные власти и правоохранительные органы имели зуб на какие-то организации, и поэтому к ним из прокуратуры приходят с пожарными, санэпидемстанцией и т.д., предъявляя разные странные претензии. Это такая форма давления», – заключил эксперт.