«В тени Лубянки…» О судьбах настоятелей церкви Святого Людовика Французского в Москве: воспоминания Леопольда Брауна и обзор материалов следственных дел / Сост. И.И.Осипова. – М.: Братонеж, 2012. – 448 с.
«В России мы сделаем из вас хорошего коммуниста!» – такими словами встретил католического священника Леопольда Брауна пограничник на польско-советской границе. Воспоминания этого священнослужителя «12 лет в России, которые надо помнить», гражданина США, прибывшего в СССР в 1934 году в качестве капеллана при американском посольстве, составляют основу книги. С 1935 по 1945 год Браун был единственным легальным католическим священником на территории РСФСР. Во многом этому способствовал статус церкви Святого Людовика Французского, настоятелем которой Браун служил в течение почти 10 лет. Этот католический храм в центре Москвы, на улице Малая Лубянка, посещали сотрудники иностранных посольств. В Северной столице функции «дипломатической церкви», «свидетельства религиозной свободы» выполнял храм Лурдской Божьей Матери. Сам Браун пишет: «Местные власти смотрели на меня как на приложение к дипломатическому корпусу и, вероятно, думали, что, как это бывает с персоналом иностранных служб, я буду освобожден от работы самое большее через два-три года» (с. 97).
Католическая Церковь в 20–40-е годы XX века была обезглавлена. «С высылкой из страны в апреле 1924 года архиепископа Яна Цепляка почти двухмиллионная католическая паства осталась без духовного руководства. Советское правительство не давало разрешения на въезд в страну нового епископа, пока Ватикан официально не признает Россию» (с. 14).
До 1936 года в СССР служил архиепископ Пий Эжен Невё, помощником которого в течение года работал Леопольд Браун. Французское гражданство не позволяло советским властям открыто воздействовать на архиепископа, и Невё имел возможность информировать Ватикан обо всех событиях в стране и о положении католической церкви. Позже американское гражданство Брауна и тот факт, что он проживал во французском посольстве, позволили священнику остаться в СССР. Все 12 лет, что Браун прожил в Москве, он состоял под надзором НКВД. Сотрудников этого подразделения Браун называет «бескрылыми ангелами-хранителями». Практически сразу за Брауном началась слежка: «Кроме моего персонального эскорта, ко мне шел непрерывный поток плохо замаскированных людей из МВД – и мужчины, и женщины работали агентами-провокаторами» (с. 151).
Спустя 12 лет жизни в СССР Леопольд Браун был выслан из страны за разведывательную деятельность против Советского Союза и сбор клеветнической информации о советской действительности. Священник улетел на американском самолете вместе с госсекретарем США Бирнсом и его сотрудниками. Сам Браун признается, что «слишком много знал и слишком много видел».
Его воспоминания о служении настоятелем церкви Святого Людовика сопровождаются рассказами об отношениях с советскими чиновниками, представителями иностранных посольств, о начале Второй мировой войны и сталинских репрессиях, о формировании антигитлеровской коалиции и катынском расстреле. Браун изучал антирелигиозную деятельность СССР и однажды, придя в отделение союза воинствующих безбожников, был принят за испанского агитатора. Мемуары дополняет обзор материалов следственных дел католических священников.
Цель книги «Преследования за веру. 1918–1953», подготовленной в рамках программы общества «Мемориал», – показать не только положение Католической Церкви в 30–40-е годы XX века глазами католического священника и американского подданного, интересен и субъективный взгляд извне на сталинскую Москву и вообще жизнь в СССР.