0
1949
Газета Интернет-версия

06.02.2013 00:00:00

Пляски святой Меланьи

Александра Слесарева

Об авторе: Александра Евгеньевна Слесарева - журналист

Тэги: путин, карнавал, украина


путин, карнавал, украина Реалии жизни добавляют в старинные обычаи новые черты.

Мы рассматриваем фотографии с прошлогоднего карнавального шествия в закарпатском селе Красноильск, населенном румынами. Пестрые костюмы ряженых, маски, рога, соломенные крылья, музыканты, народные гулянья, какими мы их знаем по лубочным картинкам и историческим фильмам. Только тут никакой стилизации нет, все по-настоящему. Сергей – киевский фотограф – уже третий год снимает удивительное и редкое зрелище, связывающее воедино древние языческие традиции с христианством и ежегодно привлекающее все больше путешественников в Западную Украину, – карнавал под названием Маланка. Захваченные рассказами фотографа, в этом году мы тоже решили поехать в украинскую глубинку, чтобы увидеть красочный праздник своими глазами.

Село Красноильск состоит из пяти районов – кутов. Самые заметные персонажи Маланки – это медведи Урса. У каждого кута есть свои «медведи» – селяне, одетые в стилизованные костюмы животных. Одни похожи на стога сена, другие на мохнатых мотыльков, третьи – на пряничные аэропланы, кто-то оделся в костюм медведя с маской-головой и длинными железными когтями. Соломенный костюм весит примерно от 25 до 50 килограммов. Поэтому неудивительно, что таскать на себе такие доспехи всю ночь напролет могут только молодые и крепкие мужчины.

«Медведей» водят «цыгане». Где-то ряженые хлопцы выглядят, как классические конюхи-ромалы, или индейцы в лоскутном платье, или воины с натертой черной краской кожей в кожухе, надетом на голую грудь, в плоских касках и с булавами в руках. Обязанность «цыгана» – заботиться о своем «медведе». Прикуривать ему сигареты, поить водой и самогоном, давать перекусить, помогать подняться, если присядет или в пылу веселья упадет.

Вместе с этими персонажами в карнавале участвуют «деды» и «бабы», «калуцу» – ряженые конные всадники, «реджи» – короли и королевы, «юфли», «жиданы» – высокие фигуры, одетые в многослойные лохмотья, с высокими шапками, пугающими масками или в гриме.

Всей толпой вместе с музыкантами и многочисленными зрителями они обходят свой кут – а это не меньше ста дворов – на протяжении целой ночи и утра. Днем все процессии встречаются на главной улице села и движутся на площадь перед сельсоветом.

Вечером предупреждают, чтобы мы одевались теплее. На улице от мороза мгновенно покрываются инеем ресницы и брови. Мы идем в верхний кут смотреть на начало шествия. Протиснувшись через толпу, я вижу двор, на котором «цыгане» и человек в костюме футболиста расчищают себе место для плясок, с силой ударяя булавами о землю и распугивая зрителей вдоль заборов. Поют по-румынски под ритмичную музыку, постепенно вгоняющую в состояние лихого задора всех участников. Маски танцуют друг с другом, с азартом втягивают в свой круг зрителей, задирают толпу, «деды» и «жиданы» цепляют длинными клюками за ноги, толкают, накидывают на головы козью шкуру. Весело и немного страшно.

Исследователь фольклора и этнологии Украины Александр Курочкин предположил, что ряженые в этом карнавале олицетворяют «представителей потустороннего мира, навещают живых родственников в определенные праздничные сроки и обязательно ночью». В последний день декабря по старому стилю наши предки-язычники праздновали Щедрый вечер, который сопровождался обильной трапезой. В христианскую эпоху праздник был приурочен ко дню святой Меланьи Римляныни (празднуется 13 января по новому стилю, то есть 31 декабря по стилю старому), отчего он и получил свое название.

Обряд Маланки являлся частью празднования перехода в новый год. В своеобразном карнавале обязательно присутствовали такие образы: коза – символ плодородия и урожая, конь – незаменимый помощник человека, дед и баба. Позже стали появляться образы ближайших соседей жителей Закарпатья: татары, евреи, поляки. Появились костюмы попов, ведьм, жандармов, королей. Сейчас на Маланке можно увидеть и современных героев. Особой популярностью пользуются маски и костюмы спецслужб, маски президента Путина, оборотней, зомби и артистов эстрады.


Маски танцуют друг с другом, с азартом втягивают в свой круг зрителей, задирают толпу. Весело и немного страшно.
Фото РИА Новости

С наступлением темноты шумная компания начинает ходить по селу, балагуря и танцуя. Поют песни, прославляя хозяев, желая им урожая и богатства. Вся орава пытается «помочь» по хозяйству, устраивая балаган, толкаясь и крича. Чтобы угомонить гостей, хозяин должен щедро их одарить и напоить. Традиционно в Маланке женщины не участвовали. Считалось, что 14 января – день святого Василия – это день символического сева, сакрального слияния мужчины с матерью-землей. Женщина к этому обряду не допускалась, а появление в доме чужой девушки вообще считалось дурной приметой. Пока мужчины пели песни, девушки гадали. Весь период святок – от Рождества до Крещения – считался магическим временем.

Мы стоим у дороги, к нам подходят местные жители. Все вместе наперебой рассказывают, кто что знает о Маланке, какой ее помнит. Раздумывают, кто бы мог из стариков рассказать, но понимают, что никто из пожилых людей не говорит по-русски. Ведь жители между собой общаются исключительно по-румынски.

Одна из местных женщин рассказывает нам, что у праздника в советское время был политический подтекст.

– Праздник запрещали. Ходили по дворам и говорили: кто выйдет, сразу посадим. В день празднования дежурили бригады милиции. А разве всех заберешь? Выходили вообще все в знак протеста, в знак того, что нам запрещают быть румынами и почитать свои традиции. На следующий день за всеми распорядителями карнавала приезжали, и сидели они месяцами. И знали, что за ними придут, но все равно выходили. Это же такая сила, такая людская гордость за свою культуру! Однажды один в запале сжег советский флаг. Ничем хорошим для него это не кончилось, но теперь – местный герой. В Советском Союзе традицию Маланки сохранили и поддерживали только в отдаленных селениях Галичины и Буковины, сейчас понемногу возрождают.

А в это время первая группа ряженых под музыку выходит на площадь и расчищает для себя место. «Медведи» крутятся во все стороны и наваливаются соломенными крыльями, которые составляют часть их костюма, на толпу.

Мы скачем вместе со всеми – отчасти от холода, отчасти захваченные повторяющейся мелодией, барабанным ритмом и той невероятной энергетикой, которая сопровождает действо. Кажется, что глухие удары барабана раздаются по всем Карпатам. Всем жарко, и уже не удивляют голые руки и торсы черных «цыган». Кульминация праздника длится около двух-трех часов, а затем постепенно сходит на нет.

Приезжие обмениваются впечатлениями: кто сколько раз сюда приезжал, где Маланка аутентичнее и больше. Приезжих пока очень мало, сервиса для туристов, по сути, здесь нет. Но рассказы восторженных свидетелей праздника делают свое дело, и не исключено, что число желающих увидеть и принять участие в зимнем карнавальном шествии с каждым годом будет расти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
816
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1346
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1417
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1209

Другие новости