Р.Б.Амиров, Ю.А.Насртдинова, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова. Основы исламской культуры. 4 кл. (4-5 кл.): Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 173 с.
Учебник по основам исламской культуры, выпущенный издательством «Дрофа», напрашивается на сравнение с другим, двумя годами ранее вышедшим в издательстве «Просвещение». Как изменился подход авторов к подбору и донесению материала школьникам?
Учебник «Просвещения» 2010 года был, по сути, историко-культурологическим пособием по исламу для старшего школьного возраста. Отстраненным академическим языком в нем рассказывалось о жизни Пророка Мухаммеда и первых веках ислама, о религиозных установлениях, об истории мусульман в России. В новом учебнике авторы пошли иным путем. Акцент сделан не на истории этой религии, а на бытовых традициях жизни мусульман, причем именно российских. Как ведут себя мусульмане в быту и в мечети, во что верят, что едят (приложены даже рецепты популярных блюд), какие имена дают детям и т.д. Несколько глав изложены не от лица авторов учебника, а от вымышленной «бабушки Рабии» – образ, возможно, подсказанный известным «дядюшкой Римусом», – излагающей нормы поведения своим внукам, задающим вопросы. В целом изложение в учебнике упрощено по стилю до уровня учеников начальных классов, собственно, которым он и предназначен. Это скорее плюс по сравнению с вариантом «Просвещения».
Однако при ознакомлении с учебником заметен такой момент – рассказ о мусульманах ведется все-таки со стороны. Да и несколько странно рассказывать детям из мусульманских народов России, какие имена у них дают при рождении или какие праздники они празднуют, это они и так знают. И что такое мечеть и михраб в ней, тоже наверняка знают от родителей. Такой учебник больше подошел бы не последователям этой веры, а немусульманам, живущим в регионах с исторически большой долей населения, исповедующего ислам. Для адаптации к этнорелигиозным особенностям соседей он был бы как раз очень кстати. А для представителей мусульманских народов, учитывая упрощенность подачи в нем материала, учебник, возможно, окажется и не таким уж информативным.
Еще один момент – выхолощенность учебника в потенциально острых темах. Он, если можно так выразиться, принудительно толерантен. Например, в учебнике «Просвещения», хотя бы кратко, сказано о распространении ислама в первые века его существования путем завоеваний: «Арабы совершили несколько крупных завоевательных походов. Под их властью оказались огромные территории». В новом учебнике сказано лишь, что, «зародившись на территории современной Саудовской Аравии, ислам распространился от Испании до Средней Азии и в некоторых частях Индии» (с. 108). Без упоминания того, как именно ислам «распространился».
Далее рассказ о мусульманской этике: «В мусульманской традиции не принято принуждать людей к принятию ислама. Мусульмане считают, что их религия получает свое признание во всем мире благодаря добровольному ее принятию... Нельзя обманом или силой обратить человека в исламскую веру. Мусульмане считают, что это большой грех» (с. 114–115). Такие декларации следуют одна за другой: «Сегодня очень часто приходится слышать слово «джихад» в неверном его толковании... В своем истинном понимании джихад всегда включает в себя желание сделать что-то хорошее другим людям. Например, помочь маме сходить в магазин» (с. 132); «Ислам учит по-доброму относиться ко всем людям, в том числе людям другого вероисповедания» (с. 129); «Отличительной чертой российских мусульман – коренных жителей России – является высокое уважение к своему ближнему, независимо от того, какой он национальности» (с. 124–125) и т.д. Все это, безусловно, хорошо и правильно. С другой стороны, создается порой впечатление, что авторы учебника полагают – их будущие читатели-школьники узнают об исламе только от них. Словно нет ни их сверстников, ни взрослых, ни исламских книг и Интернета, откуда ребенок может черпать информацию, противоречащую тому, что он узнал из назойливо доброго учебника «Дрофы».