На сербской земле закладываются румынские храмы.
Фото c сайта www.daciaortodoxa.ro
Одним из итогов прошедшего в Белграде 15–23 мая заседания Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви (СПЦ) стало следующее заявление: «Собор с радостью и благодарностью Богу утверждает, что Сербская Православная Церковь сохраняет литургическое и каноническое общение и сотрудничество с другими автокефальными Православными Церквами, но есть, к сожалению, одно исключение. Это неканоническая деятельность епископата и духовенства Румынской Православной Церкви на канонической территории других Православных Церквей и нашей... Некоторые епископы и священники из соседней Румынии продолжают посещать города и села Восточной Сербии, в Тимокской и Браничевской епархиях, и без ведома и одобрения местных епископов Сербской Православной Церкви совершают там богослужения, подрывая таким образом самые основы православной экклезиологии и канонического порядка». «Собор в очередной раз направил протест Патриарху Румынскому Даниилу и возглавляемому им Синоду по поводу неканонических вторжений в области, находящиеся в юрисдикции Сербской Православной Церкви, – говорится далее в документе. – Если эти меры не помогут, Собор вынужден будет с глубоким сожалением последовать примеру Иерусалимского Патриархата».
Как известно, 9 мая 2011 года Иерусалимский Синод принял решение о прекращении евхаристического общения с Румынской Православной Церковью (РумПЦ) из-за того, что румыны строят храмовый комплекс в Иерихоне без согласия и даже несмотря на публичные протесты Патриарха Иерусалимского Феофила.
Конфликт двух балканских Патриархатов длится не первый год. В мае 2009 года епископ Тимокский Юстин (Стефанович) уже вносил в повестку заседания Архиерейского Собора СПЦ вопрос о деятельности румынских священников на территории его епархии. В мае 2011 года по итогам весеннего заседания Архиерейский Собор СПЦ заявил, что он «выражает сожаление и решительный протест из-за неканонических вторжений некоторых епископов и клириков из Румынии на территорию двух епархий в Восточной Сербии без благословения и одобрения соответствующих епископов Сербской Православной Церкви» и в случае, «если не прекратится неканоническая и небратская деятельность этих лиц, Собор и Синод Сербской Православной Церкви предпримут все канонические и законные меры для предотвращения этого». Обращения, судя по всему, не возымели действия, и встал вопрос о разрыве евхаристического общения с Бухарестом.
Сделать это, впрочем, совсем не просто. Дело в том, что, согласно договору между СПЦ и Румынским Патриархатом, каждая из этих Церквей распространяет свою юрисдикцию на территорию соседей. Так, СПЦ имеет в Румынии свою Тимишоарскую епархию – на той же территории, где существует и аналогичная епархия РумПЦ. Поэтому в многочисленных заявлениях Архиерейского Собора СПЦ, бичующих «некоторых священников и епископов Румынского Патриархата», одновременно всегда говорится о том, что СПЦ «искренне благодарна Румынской Церкви за ее отношение к епископу-администратору Тимишоарской епархии, ее духовенству и верующим» и что СПЦ питает такие же «братские чувства к духовенству и верующим Румынской Церкви в сербской части Баната».
В Сербии, по данным переписи 2002 года, проживают 34,5 тыс. румын, основная часть которых сосредоточена в Банате на границе с Румынией. У них есть свои 40 храмов в юрисдикции РумПЦ. Однако СПЦ признает присутствие «братского» Патриархата на своей территории лишь в статусе викариатства Дакия Феликс с центром во Вршаце в Южно-Банатском округе Сербии, тогда как Румынский Патриархат в феврале 1997 годаповысил его статус до епархии. Хиротонисанный в епископы этой епархии – без согласия Белграда – Даниил (Стоенеску) развил бурную деятельность и за пределами Баната – в Тимокской долине, где проживают около 40 тыс. влахов, народности, которую в Бухаресте причисляют к румынам. В итоге здесь – без ведома и согласия СПЦ – обосновались священники из РумПЦ и идет строительство храмов ее юрисдикции, которые освящал епископ Даниил (Стоенеску). Например, в селе Малайница, где уже много лет служит диакон РумПЦ Боян Александрович, в 2005 году построен первый в регионе румынский храм, богослужения в котором ведутся на румынском, а не на церковнославянском языке. Власти попытались в 2005 году снести его ввиду незаконности постройки, но отступили под напором официальных протестов со стороны представителей Румынии, европейских учреждений и правозащитных организаций. В марте 2008 года в селе заложен еще один румынский храм. Стоит добавить, что сам диакон Боян Александрович, как сообщает посвященный Тимоку румынский сайт www.daciaortodoxa.ro, носит сан «административного викария Тимока», что говорит и о распространении на этот регион юрисдикции РумПЦ.
Дополнительной остроты противостоянию двух балканских Патриархатов придает поддержка Румынской Церкви со стороны официального Бухареста. Так, в СМИ упоминалось, что епископ Даниил (Стоенеску) передвигается по Сербии, обладая неприкосновенностью благодаря дипломатическому паспорту Румынии. Диакон Боян Александрович в марте 2008 года указом президента Румынии был награжден орденом «Культурные заслуги». Это объяснимо, учитывая линию Бухареста на поддержку румынских меньшинств в соседних странах. Из наиболее свежих примеров – данное 3 мая с.г. Radio Romania Actualitati интервью президента Румынии Траяна Бэсеску, в котором тот заявил, что «Румыния продолжит добиваться от Киева соблюдения прав проживающих на Украине граждан, идентифицирующих себя как румыны», и это касается и других стран. «В отношении румын, которые называют себя молдаванами на Украине, у нас тот же подход, что и в отношении к влахам из Тимокского края... Для тех, кто заявляет себя румынами, мы требуем соблюдения права обучаться на румынском языке, права иметь церкви с богослужением на румынском языке», – говорит Бэсеску. У Румынии есть и мощные рычаги для этого – возможность закрыть Сербии вступление в Евросоюз, в который очень стремятся сербы. 28 февраля с.г. на заседании министров по европейским делам стран ЕС представлявший Румынию глава МИДа этой страны Кристиан Дьяконеску заблокировал принятие решения о предоставлении Сербии официального статуса кандидата на вступление в Евросоюз, аргументировав это «несоблюдением Белградом прав проживающего в Сербии румынского меньшинства». Кроме того, не секрет, что правивший в 2004–2012 годах в Сербии президент Борис Тадич получал высокую поддержку в северных областях страны с высокой концентрацией национальных меньшинств – венгров и румын и был заинтересован в их дальнейшей поддержке.
С другой стороны, сейчас ситуация в Сербии изменилась – во втором туре президентских выборов 20 мая Тадич проиграл Томиславу Николичу, близкому к сербским патриотическим кругам. До 2008 года Николич состоял и даже долгое время фактически возглавлял Сербскую радикальную партию Воислава Шешеля. Также Николич известен своей пророссийской ориентацией. В этих условиях Сербская Православная Церковь, уже поздравившая Николича с победой и выразившая желание на исправление при нем «ошибок уходящего правительства», могла решиться на открытую конфронтацию с Бухарестом.