0
1280
Газета Интернет-версия

16.05.2012 00:00:00

Революционные мусульмане больше не братья

Тэги: каир, египет, исламисты


каир, египет, исламисты Сторонники "Божьего правления" готовы побороться за власть.
Фото Reuters

Начало мая ознаменовалось в Каире мощным всплеском насилия, центром которого стал столичный район Аббасия, где находится Министерство обороны Египта, оплот военных, удерживающих власть в стране. Исламисты взяли Министерство обороны в осаду. Итог столкновений – около 20 погибших и сотни раненых. В центр Каира стянута военная техника, в городе введен комендантский час.

В последние месяцы Египет оказался на распутье. Абсолютное большинство (71% от общего числа депутатов) в парламенте страны принадлежит созданным в прошлом году под выборы исламистским партиям – Партии свободы и справедливости, образованной движением «Братья-мусульмане» (46,7% депутатов), и Исламистскому блоку во главе с Партией света («Ан-Нур»), появившейся при объединении группировок радикальных мусульман-салафитов (24,3% депутатов). Однако реальная власть продолжает находиться в руках военных и созданного ими гражданского правительства. 29 апреля депутаты даже приостановили работу до 6 мая в знак протеста против отказа Высшего военного совета во главе с фельдмаршалом Хусейном Тантави отправить, как того требовали исламисты, действующее правительство в отставку и сформировать новое из числа представителей крупнейших парламентских партий.

Еще одной надеждой исламистов добраться до власти были президентские выборы. Избирательная кампания стартовала 30 апреля. Однако за две недели до этого, 14 апреля, египетская Высшая избирательная комиссия отказала в регистрации кандидатам исламистов, считавшимся фаворитами предвыборной гонки – шедшему от «Ан-Нур» адвокату, ставшему проповедником Хазему Салаху Абу Исмаилу и одному из лидеров «Братьев-мусульман» Хайрату аш-Шатыру. Незадолго до вынесения решения Высшей избирательной комиссии Абу Исмаил призвал к осуществлению «исламской революции» в случае отказа в его регистрации.

Салафиты уже не в первый раз призывают к введению в Египте порядков, аналогичных иранским или даже афганским при талибах. Многим запомнились массовые манифестации салафитов 29 июля 2011 года на площади Тахрир под лозунгом «Кандагарская пятница», ясно показывающих, что их цель в отличие от митинговавших полугодом ранее демократов – совсем иное государственное устройство страны. «Деятельность партии направлена на реформирование жизни людей в соответствии с Кораном и Сунной и создание современного государства на основе исламской этики» – так позже в интервью Би-би-си охарактеризовал программу «Ан-Нур» ее высокопоставленный представитель Юсри Хамад. Партия руководствуется в своей деятельности указаниями объединения ультраконсервативного духовенства «Салафитский призыв». Второго по значению лидера этого объединения духовенства шейха Ясира Бурхами СМИ называют также духовным наставником партии «Ан-Нур». В январе с.г., отвечая на вопросы сайта «Голос салафитов», шейх Бурхами пояснил отношение салафитов к демократии. По его словам, нельзя принять «философскую идею демократии, заключающуюся в том, что сам народ выступает в роли источника законодательной власти… по причине того, что салафиты категорично и решительно убеждены в том, что правление должно принадлежать исключительно Аллаху». «Правление без Божьих законов – это безбожие… Ни при каких обстоятельствах мы не примем и не согласимся с иным правлением, кроме шариата», – сказал шейх. Однако, добавляет он, в практическом смысле это чуждое для салафитов западное явление полезно, чтобы прийти к власти: «Мы принимаем и согласны с принципом избирательного процесса в демократической системе, несмотря на то что в нем имеются некоторые отклонения. Но, с другой стороны, это меньшее зло, чем предоставить возможность секуляристам и либералам находиться у власти». Благодаря тому что партия активно эксплуатировала в своей программе и предвыборной агитации антикоррупционную и социальную риторику, требуя борьбы с монополиями, запрета взимания процентов при выдаче кредитов и займов и поддержки сельского хозяйства для достижения хозяйственной автаркии Египта, а также за счет щедрой раздачи продуктов бедным слоям общества и поддержки духовенства на прошедших парламентских выборах «Ан-Нур» неожиданно для всех получила 27,8% голосов.

На президентских выборах кандидат салафитов также имел немало шансов на победу – по опубликованным 10 апреля газетой Al-Ahram данным опросов общественного мнения, Абу Исмаил набирал 28,8% голосов и шел вплотную за фаворитом предвыборной гонки, дипломатом Амром Мусой, имевшим поддержку 30,7% египтян. В случае победы проповедника сторонники «власти Бога» получили бы доступ к реальным рычагам реформирования политической системы Египта. Стоит заметить, что Абу Исмаил отражал взгляды консервативных кругов в среде самих салафитов, публично отрицая концепцию прав человека и призывая к воссозданию тех общественных отношений, которые существовали во времена первых халифов. Однако его снятие с выборов поставило партию салафитов в тупик. 26 апреля в египетских СМИ появилась информация о том, что из «Ан-Нур» ввиду бесперспективности дальнейшей политической деятельности вышли многие активисты, в том числе генеральный секретарь партии Хешах Абдель Нассер, глава ее экономического комитета Хассан аз-Зайяд, генеральный секретарь регионального отделения в Гизе Махмуд Радван и многие другие партийные функционеры высшего звена.

Сам Абу Исмаил, судя по всему, раздраженный бездействием и развалом в «Ан-Нур», 27 апреля во время салафитской демонстрации против власти военных на площади Тахрир объявил о создании новой партии под названием «Египетская нация», целью которой будет «торжество норм шариата» в Египте. Его сторонники к тому времени уже разбили палаточный лагерь перед Министерством обороны и проводили рядом с оплотом военных массовые шествия. В ночь с 28 на 29 апреля очередной марш салафитов подвергся атаке неизвестных (официальные египетские СМИ сообщили, что это были «местные жители», раздраженные шумом), вооруженных ножами, дробовиками и бутылками с зажигательной смесью. В результате столкновений, продолжавшихся вплоть до наступления утра, пострадал 91 человек. Следующее нападение на лагерь салафитов произошло ранним утром 2 мая, причем, по свидетельству очевидцев, находившиеся поблизости полиция и военные демонстративно воздерживались от вмешательства. Только по официальным данным, тем утром погибли 11 человек (девять от пулевых ранений и двое от ножевых) из числа участников пикета. Позже в СМИ появилась другая – со ссылкой на врачей развернутого на месте резни полевого госпиталя – и тоже, возможно, неокончательная цифра – 20 погибших.

Тут в противостояние вступили уже «Братья-мусульмане», доселе воздерживавшиеся от призывов к силовому противостоянию с действующей властью.

4 мая у Министерства обороны прошла многотысячная демонстрация с требованием немедленной передачи власти от военных к победившим на выборах партиям, переросшая в попытку штурма здания. «Пытаясь атаковать Министерство обороны в Каире, демонстранты начали бросать в полицейских камни и металлическую арматуру. Протестующие даже пробовали прорваться сквозь заграждения из колючей проволоки вокруг здания. Это и спровоцировало правоохранительные органы на ответные действия. Чтобы разогнать толпу, ОМОН и военная полиция применяли водяные пушки и слезоточивый газ. Солдаты по громкоговорителю сообщили, что к Министерству обороны демонстрантов они не подпустят и уже вызвали подкрепление», – передавал с места событий репортер Би-би-си Джон Лейн. По официальной информации, обнародованной

5 мая в газете Al-Ahram главой Управления скорой помощи Каира Ахмадом аль-Ансари, в ходе боев 4 мая погибли три человека, в том числе один военнослужащий, еще 373 человека получили ранения различной степени тяжести. Вслед за этим 170 человек были арестованы военными и спецслужбами за «подстрекательство к мятежу».

Интересный момент – «Ан-Нур» публично призвала своих сторонников не участвовать в демонстрации 4 мая. Две крупнейшие исламистские партии Египта и здесь не смогли найти взаимопонимания, как и месяцем ранее при попытке выдвинуть единого кандидата в президенты.

В ночь на 5 мая в Каире был введен комендантский час. В свою очередь, «Братья-мусульмане» заявили о том, что вскоре выведут на улицы Каира и Александрии сотни тысяч своих сторонников. Заявлений «Ан-Нур» пока не слышно, кроме обнародованного накануне демонстрации 4 мая на сайте партии призыва «стремиться к сдержанности и приверженности к исключительно мирным способам протеста». Очевидно, салафиты пока не отошли от сокрушительного удара 2 мая и кризиса внутри своей партии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
747
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
869
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1227
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
977

Другие новости