0
2440
Газета Интернет-версия

18.04.2012 00:00:00

"Россия – не свободное поле для миссионерства"

Тэги: лютеранство, протестантизм, прибалтика, фашизм


лютеранство, протестантизм, прибалтика, фашизм Некоторые пасторы участвуют в маршах латышских легионеров СС.
Фото РИА Новости

Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦ АИ) – молодая религиозная организация России, деятельность которой наша газета неоднократно освещала («НГР» от 02.08.06 и 02.07.08). Однако за шесть лет существования этой Церкви так и не удалось добиться признания у национальных Евангелическо-Лютеранских Церквей. Возможно, причиной тому некоторые разногласия по вопросам межгосударственных и международных отношений. Так, священнослужители Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви традиционно поддерживают марши ветеранов СС. Об отношениях ЕЛЦ АИ с зарубежными единоверцами и перспективах объединения лютеран России корреспонденту «НГР» Лидии ОРЛОВОЙ рассказал президент Генерального Синода ЕЛЦ АИ Владимир ПУДОВ.

– Владимир Сергеевич, 16 марта в Латвии состоялось богослужение в память о легионерах Ваффен СС. Лютеранский пастор Гунтис Калме заявил, что легионеры боролись за свободу и независимость Латвии. Как к подобной позиции латышских единоверцев относятся российские лютеране?

– По этому вопросу – возрождения неонацизма, в том числе и в Латвии, – лично я и наша Церковь несколько раз высказывались очень резко. Мы делали такие заявления на протяжении последних пяти лет. У нас всегда была по отношению к этому явлению очень негативная реакция. Но я очень хорошо знаю Латвийскую Лютеранскую Церковь. В фильме «Семнадцать мгновений весны» пастор Шлаг точно подметил, что очень трудно не идти за своей паствой. Так и здесь. Среди латышей есть определенные настроения, и в данном случае я уверен, что некоторые пасторы следуют этим настроениям. Но в Латвии не так все однозначно отрицательно настроены против России. Когда в 1986–1987 годах в Латвии только начинались националистические, антирусские настроения, молодежь попыталась снять архиепископа Эрика Местерса за то, что он поддерживал отношения с советской властью. На Синоде архиепископа активно обвиняли во всех грехах. Кончилось тем, что он просто-напросто хлопнул дверью и ушел со своими сторонниками. Было тайное голосование, и Местерс проиграл с разницей в один голос, несмотря на антисоветскую и антирусскую истерию. Может быть, если бы он победил, в Латвии было бы немного другое отношение к России.

– В течение этих пяти лет со стороны Латвийской Лютеранской Церкви была ответная реакция на ваши протесты?

– Я знаю, что мои заявления публиковались в Латвии, правда, на русскоязычных сайтах. Была очень бурная дискуссия по этому поводу: кто-то меня хвалил, кто-то ругал. Официальной реакции Латвийской Церкви не было. Наша Церковь поддерживает неплохие отношения с латвийскими лютеранами, но не на официальном уровне. У нас есть договоры о сотрудничестве с некоторыми латышскими общинами. Латвийская Церковь к вышеупомянутому вопросу относится неоднозначно. Все-таки часть пасторов идет за своим электоратом. В нашей Церкви есть много латышей, есть эстонцы, немцы. Для нашей Церкви такие настроения однозначно неприемлемы и для прихожан, и для руководства. А в Латвии раскол идет по политическим соображениям.

– Как складываются отношения ЕЛЦ АИ с российскими единоверцами? В конце марта с.г. по инициативе вашей Церкви прошла конференция лютеран России. На повестке дня был вопрос об интеграции существующих в стране лютеранских общин в союз с перспективой создания единой Церкви. Какие организации должны объединиться и как проходит этот процесс?

– Это наш самый больной вопрос. К сожалению, кроме нас, никто ни с кем объединяться не хочет. У лютеран c 1938 и до 1991 года не было централизованной организации, хотя в советское время, после смерти Сталина, отдельные общины разрешали регистрировать. Лютеране ведь никогда не были экстремистами, это тихая, спокойная Церковь. Если взять баптистов, адвентистов и тем более пятидесятников и их пересажать, они все равно будут собираться. Лютеране в этом плане очень похожи на РПЦ: им сказали нельзя – значит, нельзя.

Когда общины стали собираться – в Сибири, в Казахстане, – они, естественно, формировались по национальному признаку, хотя до и после революции в России была единая Лютеранская Церковь, в которой не было разделения по национальностям. После распада СССР появились этакие бизнес-проекты на религиозной основе. Например, Немецкое общество возрождения российских немцев. У основателя этого общества Генриха Гроута были очень тяжелые отношения с епископом Харальдом Калныньшем – первым главой Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии (ЕЛКРАС). Генрих Гроут решил создать свою карманную Церковь, потому что для немцев лютеранство находится на уровне культурной традиции. Но Церковь – это больше чем культурная традиция. Стремление культурной традиции подмять под себя религию, как правило, всегда вырастало в противоборство и заканчивалось тем, что люди просто разбегались.

Затем стали образовываться небольшие Церкви, сначала по национальному принципу – финская, немецкая, потом Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь, Церковь «Согласие», которые создавались и сейчас существуют при финансовой поддержке американских Лютеранских Церквей. Создавали Церкви исходя из своих представлений, какой должна быть Лютеранская Церковь. А так как каждый был со своими деньгами, со своей структурой, они смотрели друг на друга сами понимаете как. В ЕЛКРАС это усугубилось тем, что у некоторых общин были заключены договоры о сотрудничестве с Церквами из Германии, которые их финансировали, а у некоторых не было таких договоров, хотя общины и входили в состав одной Церкви. Но Евангелическая Церковь Германии – это, строго говоря, даже не Церковь, а некий союз Церквей. Каждая земельная Церковь в Германии независима, проводит свою политику. Когда приезжали пасторы из Германии, они приезжали со своими деньгами, для них не было важно единство, они привыкли к системе, принятой в Германии, и у них совсем другой менталитет. У каждого было стремление обособиться. Раздробленность возникла из-за того, что финансирование шло из разных мест и без какой-либо системы, кто смел, тот и съел.

Сейчас создание единой Лютеранской Церкви невозможно, потому что существуют очень разные традиции – скандинавская, сохранившая жесткую вертикаль власти, и немецкая, где община выбирает пастора. В Сибирской Церкви и Церкви Ингрии жесткое епископальное устройство. А у нашей Церкви и ЕЛЦ немецкой традиции – наоборот, в основе всего община. Совместить эти две традиции в рамках одной Церкви практически невозможно. Правда, я думаю, что можно и нужно было бы объединиться нашей Церкви с ЕЛЦ, а с Сибирской Церковью и с Церковью Ингрии можно было бы создать что-то вроде лютеранской федерации или союза.

Еще в 2006 году мы видели все эти трудности. Мы создавали новые общины, потому что в России есть целый ряд регионов, где вообще не было лютеранских приходов, – почти вся центральная часть страны. Первыми, в 2004 году, появились Воронежская и Рязанская общины. В течение двух лет мы пытались их инкорпорировать в другие Лютеранские Церкви – либо Церкви Ингрии, либо ЕЛЦ немецкой традиции, но неоднократно получали отказ. У тех есть помощь из Германии, Финляндии, они уютно устроились – и вот появляется новая община, с которой нужно делиться. Зачем? Тогда мы создали свою Церковь.

– Ведет ли ЕЛЦ АИ миссионерскую работу? Сколько общин она сейчас объединяет?

– Россия – православная страна. Это не свободное поле для миссионерской работы, как считают некоторые неопротестантские движения. Наше дело – помогать Русской Православной Церкви. Почему именно ей? Потому что мы считаем, что большая часть населения России относит себя к православию, и они найдут в Православной Церкви спасение. Это для нас принципиальный момент. Но не все приходят в РПЦ – по разным причинам. Кто-то приходит к нам.

Зарегистрированных общин в нашей Церкви порядка 20, но есть еще множество более мелких общин. Например, в Красноярске одна зарегистрированная община, но она одновременно окормляет порядка 20 общин латышей и эстонцев. В Алтайском крае порядка 30 общин, две зарегистрированные общины в Барнауле и в селе Новотырышкино. Там живут порядка 80 тысяч российских немцев. Есть общины во Владимире из российских немцев, то же в Рязани, и в Новороссийске, и во многих других городах. В нашей общине Святого Михаила в Москве есть также латыши, немцы, эстонцы – люди самых разных национальностей. Недавно появилась еще одна община на юге Москвы.

– А как складываются отношения ЕЛЦ АИ с другими протестантскими деноминациями?

– У нас хорошие отношения. Например, на недавней конференции были представители адвентистов седьмого дня, евангельских христиан. Сейчас мы в первую очередь ведем работу с пятидесятниками. Мы считаем, что нам есть чем с ними поделиться в теологическом смысле. Кстати, одна из наших московских общин пришла целиком в Церковь пятидесятников.

– То есть в противовес пятидесятникам вы предлагаете своего рода консервативность?

– Да, мы им говорим, что у них хорошая, замечательная Церковь, но этого недостаточно. Те, кому мало одних только эмоций, приходят к нам. У нас достаточно высокая теология. Мы не против глоссолалии – говорения на других языках, которое отличает харизматов. У нас, лютеран, главное, что человек будет спасен верой, главное признавать истинность Евхаристии и крещение детей. Формы богослужения могут быть самые разные. У большинства пятидесятников такого понимания, к сожалению, нет.

Заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Роман Силантьев предоставил «НГР» статистические сведения о зарегистрированных в Минюсте лютеранских организациях. Лютеранские общины зарегистрированы в 57 субъектах Российской Федерации. Больше всего лютеранских организаций действует в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (суммарно 38), Карелии (22), Калининградской области и Москве (по 14 организаций). Их общее количество составляет 5% от числа всех протестантских общин и менее 1% от числа всех зарегистрированных религиозных организаций страны. В 2012 году по сравнению с 2010 годом зарегистрировано на 10 лютеранских организаций меньше.

Статистика лютеранских организаций России
Лютеранские общины России Всего юридических лиц Централизованные религиозные организации Местные религиозные организации Учебные заведения
Все общины 218 12 202 4
Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, Украине, Казахстане и Средней Азии
165

9

154

2
Единая Евангелическо-Лютеранская Церковь России 2 нет 2 нет
Церковь Ингрии 42 1 40 1
Другие Евангелическо-Лютеранские Церкви (всего 9, в том числе Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания)
9

2

6

1

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
629
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1311
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1144
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2191

Другие новости