0
942
Газета Интернет-версия

04.04.2012 00:00:00

Африканские страсти по Иисусу

Влад Сохин

Об авторе: Влад Сохин - фотограф, путешественник. Фото автора

Тэги: иисус, мозамбик


Каждый год накануне Пасхи в католическом приходе мозамбикского городка Тете проходит костюмированная инсценировка крестного пути Иисуса Христа. Чтобы посмотреть на это красочное зрелище, к храму с самого утра стекаются прихожане и простые зеваки. В два часа пополудни звонит церковный колокол и из дверей церкви выходит процессия. Во главе ее шествует одетый в белое юноша, изображающий Иисуса, за ним облаченные в разноцветные одежды апостолы и жены-мироносицы, Понтий Пилат и разбойник Варрава, а также прочие евангельские персонажи. Замыкают шествие несколько настоящих священников, прячущихся под зонтиками от палящего африканского солнца.

По правилам прихода, каждый год Христом становится самый благочестивый юноша-прихожанин. На этот раз Иисуса выпало играть 24-летнему Жозе Каниензе, студенту местного института. Он идет неуверенной походкой, озираясь по сторонам и щурясь от ярких солнечных лучей. Остановившись недалеко от входа в храм, у таблички с надписью «Гефсиманский сад», Жозе молится о том, чтобы чаша страданий миновала его, и встречает Иуду. Во время поцелуя столпившиеся вблизи люди тяжело вздыхают. Жозе-Иисуса хватают римские солдаты – военнослужащие Мозамбикской национальной армии, специально приглашенные настоятелем храма на роль легионеров. Одетые в камуфлированную военную форму римляне ведут своего пленника к следующей остановке, где первосвященники признают Христа виновным и отдают на суд Понтию Пилату. Пока Жозе-Иисуса отводят в сторону, несколько человек приносят откуда-то сухое сено и разводят огонь, дым от которого заставляет плакать добрую половину зрителей. Когда он рассеивается, у костра уже сидят несколько актеров-любителей, упрекающих человека, изображающего Петра, в связях с Иисусом из Назарета. Стоящий позади апостола настоятель храма возглашает громким голосом: «И тут прокричал петух!» «Ку-ка-ре-ку!» – доносится из ближайших кустов. Вся толпа заходится смехом.

Народ еще больше заводится во время судилища у Пилата – кажется, что вся толпа требует отпустить Варраву. Лишь католические священники безмолвно наблюдают за происходящим. Пилат, воодушевленный людским ревом, выталкивает вперед Варраву, причем делает это так правдоподобно, что мужчина, играющий разбойника, падает и больно ударяется о землю. Этот случай дает сигнал солдатам – с этого момента Жозе-Христа уже толкают и бьют отнюдь не играючи. Его облачают в красную ткань и надевают на голову пальмовый венец. Затем снова толкают к лежащему на земле деревянному кресту. И лишь когда Иисус поднимает крест на плечи, воины немного смягчают свое отношение к пленнику, слегка поддерживая довольно тяжелую ношу. Впрочем, все идет согласно Евангелиям, поэтому крест перекладывается на плечи того, кто играет Симона из Киринеи.

К тому моменту, когда толпа подходит к Голгофе, там уже висят на крестах два разбойника. Пока Жозе-Иисус останавливается в нескольких метрах от них для разговора с дщерями иудейскими, разбойники обсуждают, в какой ресторан они со своими девушками поедут в ближайшее воскресенье, чтобы отметить Пасху.

Наконец народ уже на Голгофе, Жозе привязывают веревками к кресту и возвышают над народом. Священник за него зачитывает: «Боже, Боже, для чего Ты меня оставил?» – после чего Жозе опускает голову на грудь. Все присутствующие, включая солдат, склоняются в почтении перед крестом. В тишине лишь слышно, как какой-то подросток щелкает фотокамерой своего мобильного телефона.

На открытом пространстве между сценой распятия и людьми снова появляется Пилат. Иосиф Аримафейский просит его отдать тело умершего Христа. Получив дозволение, вместе с солдатами он снимает Жозе с креста и несет его в приготовленную у входа в храм могилу – прямоугольник на земле, обрамленный выбеленными известью кирпичами. К могиле подходят жены-мироносицы, которым сидящие на дереве и одетые в белые простыни дети-ангелы возвещают, что Иисуса уже нет в могиле. В это время настоятель храма, стоящий позади зрителей, просит всех обернуться в его сторону. Пока он снова перечитывает строки из Нового Завета о происшедшем у пещеры, Жозе тихонько встает и убегает внутрь церкви практически незамеченным. Когда священник заканчивает свою речь и толпа опять поворачивается в сторону могилы, Иисуса в ней уже нет. Все рукоплещут и расходятся по домам.

Через два дня должна наступить Пасха, но на службу в местный храм придет уже гораздо меньше народу, чем на инсценировку Крестного пути. По словам одного из священнослужителей, на это представление собираются не только католики, но и протестанты и даже мусульмане. И хотя последние не верят в то, что Иисус умер на кресте, они охотно следят за игрой актеров. Ведь в еще не восстановившемся от многолетней гражданской войны Мозамбике, где практически нет никаких центров досуга, любое представление становится значительным культурным событием.

Мозамбик


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1114
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1760
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1615
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3030

Другие новости