Голливуд тоже внес свой вклад в осознание межобщинного конфликта на заре американской истории.
Кадр из фильма Мартина Скорцезе "Банды Нью-Йорка", 2002
В битве за симпатии республиканцев в США сейчас сошлись три основных кандидата – Митт Ромни, Рик Санторум и Ньют Гингрич. Первый, несмотря на мощную финансовую поддержку и популярность в целом по стране, неожиданно «споткнулся» в конце января в Южной Каролине: доминирующие здесь белые евангельские христиане категорически отказались голосовать за мормона, так как для них последователи этой религии – не христиане (см. «НГР» от 01.02.12). В целом в Штатах такого мнения о мормонах придерживаются 33% жителей, но среди белых евангеликов их 53%.
Парадоксален другой момент – кандидатами, поддержанными в итоге этими консервативными протестантами, оказались два католика. Рик Санторум – сын итальянского иммигранта и ирландки, за свою ревность в вере даже прозванный «католическим миссионером», в 2002 году посещавший Рим на празднование католического общества Opus Dei. Ньют Гингрич – в прошлом южный баптист, перешедший в 2009 году в католичество под влиянием своей третьей жены. Еще 100 лет назад в США сложно было представить, чтобы католик-итальянец баллотировался в президенты – тогдашнее англосаксонско-протестантское общество Штатов не считало иммигрантов из Италии и Ирландии за «настоящих американцев», их не раз показательно линчевали (например, в марте 1891 года в Новом Орлеане линчевали сразу 14 итальянцев). Но, как видим, к настоящему времени многое изменилось, и итальянец-католик оказался для англо-протестантов подходящим кандидатом, чтобы его поддержать в противовес мормону.
Максимальный накал религиозного противостояния в США пришелся на середину XIX века. Тогда обстановка в американских городах напоминала Египет наших дней, где средь бела дня на улицах крупных городов происходят побоища на религиозной почве, а наэлектризованные проповедями толпы погромщиков сжигают храмы и монастыри.
Католическая иммиграция и «оскал папизма»
В первой четверти XIX века США, незадолго до этого добившиеся независимости от Великобритании, представляли собой вполне монолитное в национальном и религиозном отношении англо-протестантское общество. Однако в 1830-е годы ситуация меняется. С одной стороны, внутри США появляется и начинает быстро увеличиваться численно религиозная организация мормонов. Созданная в 1830 году, в 1844 году она насчитывала уже 20 тыс., а в 1877 году – 150 тыс. последователей. С другой стороны, растет иммиграция из Европы, состоящая в основном из католиков. До 1820 года каждое десятилетие в Штаты перебиралось всего по 60 тыс. человек, в 1821–1830 годах иммиграция возросла до 143 тыс., но пик ее был впереди. В 1831–1840 годах в США (где проживали 17 млн. человек) перебралось 599 тыс. иммигрантов, более 80% из которых составляли католики (207 тыс. ирландцев, 152 тыс. немцев из Южной Германии и 46 тыс. французов). В 1841–1850 годах в США приехали уже 1,71 млн. иммигрантов, более 80% из которых также составляли католики (781 тыс. ирландцев, 435 тыс. южных немцев и 77 тыс. французов). В американских городах образовались целые кварталы, населенные католиками (например, немецкий квартал «За Рейном» в городе Цинциннати в Огайо), началось активное строительство католических соборов и монастырей, создание приходов и епархий Римско-Католической Церкви. В 1850 году Католическая Церковь стала крупнейшей по числу прихожан религиозной организацией в США.
Среди американцев, предки которых бежали в Новый Свет от религиозных гонений в Европе со стороны католиков в XVI–XVII веках, эта тенденция воспринималась крайне отрицательно. Была популярна точка зрения на происходящее как на тихо идущий захват страны римскими Понтификами, покушающимися на самое святое для американца – его свободу, как в мирском, так и религиозном плане. Позже известный карикатурист Томас Наст (1840–1902) изобразил католиков на своих рисунках в популярных изданиях как чудовищных монстров-крокодилов, подбирающихся к вашингтонскому Капитолию. Раздвоенная митра, которую носят католические иерархи, под пером карикатуриста превратилась в оскаленную зубастую пасть. На некоторых карикатурах рядом с Католической Церковью в образе крокодила к Капитолию подбирались и мормоны в образе чудовищной черепахи (очевидно, намек на восточные регионы США, где жили мормоны и где водятся черепахи). Впрочем, антикатолическая тема волновала американских ультрапатриотов тогда куда сильнее мормонской – все-таки католиков было во много раз больше. Стоит добавить, что католики США этих карикатур XIX века не забыли. В декабре 2011 года ряд ирландских организаций штата Нью-Джерси выступил против номинации (уже 100 с лишним лет как умершего) Томаса Наста в Зал Славы штата.
Патриоты берутся за оружие
Первая волна насилия против ирландских иммигрантов прокатилась в США – преимущественно в крупных портовых городах на восточном побережье, куда в основном прибывали беженцы из Европы, – уже в начале 1830-х годов. Первой ласточкой стало сожжение 11 августа 1834 года монастыря урсулинок в Чарльстоне близ Бостона в штате Массачусетс. Четырехэтажное здание монастыря было построено в 1826 году на участке в 26 акров земли, приобретенной на горе Бенедикт, с которой открывался вид на бостонскую гавань. Непосредственным поводом к погрому монастыря стали появившиеся в конце июля 1834 года слухи о том, что там насильно удерживается одна из горожанок – сестра Мэри Джон (до пострига – Элизабет Харрисон). 28 июля она в большом волнении посетила дом одного из бостонцев, который на следующий день узнал (и сообщил об этом прочим гражданам), что монахиню вернули в монастырь в сопровождении настоятельницы и местного католического епископа. В воскресенье, 10 августа, в Бостоне появились плакаты, призывавшие разобраться с тем, что происходит в монастыре. Ходили слухи, что удерживаемых в монастыре девушек замуровали в подземелье. Горячие антикатолические проповеди перед паствой по очереди в трех городских церквах произнес пресвитерианский пастор Лиман Бичер (отец автора «Хижины дяди Тома» Генриетты Бичер-Стоу). Вечером 11 августа толпа в несколько тысяч человек, многие в которой раскрасили свои лица по-индейски (как во время знаменитого «бостонского чаепития»), выбила двери в монастыре, обыскала его и в завершение всего подожгла изнутри. По счастью, насельницы монастыря не пострадали.
Куда более кровавыми оказались столкновения в Филадельфии в мае 1844 года, получившие у современников название «Библейского бунта». Филадельфия – один из крупнейших городов США с большой ирландской диаспорой – стал в 1830–1840-е годы одним из центров американского католицизма. В период с 1830 по 1850 год число католиков в Филадельфии увеличилось с 35 до 170 тыс., число католических храмов – с 22 до 92, началось строительство кафедрального католического собора. 10 ноября 1842 года новый католический епископ города Фрэнсис Кенрик обратился к властям с просьбой о том, чтобы дети католиков не использовали в школах протестантскую Библию. Это вызвало бурю возмущения у местных жителей. Стоит добавить, что в том же 1842 году католические священники устроили публичное сожжение протестантских Библий в Шамплейне (штат Нью-Йорк), так что антипатия к папистам росла на Восточном побережье США как на дрожжах.
Так американский карикатурист XIX века изобразил католиков и мормонов, штурмующих Капитолий. Nast Thomas. Religious liberty is guaranteed: but can we allow foreign reptiles to crawl all over us? Library of Congress, Washington, D.C. |
В Филадельфии весной 1844 года активисты из числа местных протестантов выдвинули лозунги «Протестантская Библия должна быть в основе образования во всех школах» и «Католическая религия опасна для страны». 6 мая 1844 года они организовали митинг в заселенных ирландцами районах Кенгсингтон и Саутварк в Филадельфии, переросший в продолжавшиеся три дня полномасштабные бои с применением холодного и огнестрельного оружия. В ход против ирландцев пошли даже две пушки, снятые со стоявших в гавани Филадельфии кораблей. 8 мая при поддержке огня из орудий и таранов были разбиты стены католического монастыря и храмов Святого Михаила и Святого Августина, которые затем были осквернены и сожжены. Беспорядки на улицах Филадельфии с большим трудом были подавлены частями регулярной армии, вынужденными вступить в бой с толпами погромщиков.
Огнем и бомбой
Наибольший накал антикатолических страстей пришелся на середину 1850-х годов. К тому времени антииммигрантские и антикатолические движения США объединились в 1854 году в «Американский орден», насчитывавший около миллиона членов, а в 1855 году – в «Американскую партию», также известную как «Нативистская» (от латинского native – «туземец», «местный»). Партия принимала активное и небезуспешное участие в политической деятельности. Так, в Конгресс США 34-го созыва, собравшийся в 1855 году, прошел 51 нативист (21,8% состава депутатов нижней палаты законодательного органа США). Депутаты от антикатолической партии заняли практически все места в Конгрессе от штатов Восточного побережья США – Делавера, Род-Айленда, Нью-Гемпшира, Коннектикута, Массачусетса и Мэриленда. В трех из этих штатов в том же 1855 году нативисты провели своих кандидатов и в губернаторы. Сильные позиции нативисты имели и в штатах Юга – они получили половину мест в Конгрессе от штатов Джорджия, Кентукки, Северная Каролина, Теннесси, Алабама, Техас.
Во время посещения в 1853 году Соединенных Штатов папским нунцием из Бразилии Гаэтано Бедини в Бостоне, Балтиморе, Вилинге (штат Западная Вирджиния), Сент-Луисе и Цинциннати прошли многочисленные демонстрации протеста нативистов. Апогея они достигли 8 декабря 1853 года в Цинциннати, когда вооруженная толпа в 600 человек с зажженными факелами двинулась к собору, где нунций совершал богослужение. Погромщики намеревались повесить посланника Папы. Нунций уцелел благодаря полиции, разогнавшей нативистов выстрелами в воздух.
Утром 4 июля 1854 года на воздух взлетели католические храмы в Дорчестере (штат Массачусетс) и Сиднее (штате Огайо). Нативисты заложили под пол храмов бочонки с порохом и взорвали их в День независимости США. В тот же день была разгромлена католическая церковь Святой Анны в Манчестере (штат Нью-Гемпшир). Священника и паству избили и выгнали из храма, выбили в нем окна и уничтожили всю мебель.
8 июля 1854 года в городе Бат (штат Мэн) толпа числом более тысячи человек, организованная на торговой улице города уличным протестантским проповедником Джеймсом Орром, ворвалась в городской католический храм, разгромила и сожгла его дотла. Спустя год с лишним, 18 ноября 1855 года, местный католический епископ попытался заложить на том же месте новый католический храм, но был избит жителями и отбыл, не достигнув своей цели.
5 сентября 1854 года в Ньюарке (штат Нью-Джерси) нативисты, участники Американской протестантской ассоциации и местного отделения протестантского Ордена оранжистов после демонстрации у католического храма Святой Марии ворвались в него, разбив окна и храмовые скульптуры, при этом был застрелен один из прихожан, ирландец-католик.
14 октября 1854 года в Элисворте (штат Мэн) переведенный туда на служение год назад католический священник Иоанн Бапст был схвачен толпой, избит, извалян в смоле и перьях и в таком виде выпущен на улицу.
Американские католические издания называют еще немало сожженных или разоренных в том году храмов: Святой Марии в Норволке (штат Коннектикут), Святых Петра и Павла в Бруклине и Святой Марии в Саугертисе (штат Нью-Йорк). В Лоуренсе (штат Массачусетс) во время марша нативистов по ирландскому кварталу камнями были выбиты окна в католическом монастыре и церкви Святого Патрика, где забаррикадировались иммигранты.
В начале 1855 года закончилось длительное противостояние в Нью-Йорке, где боролись вооруженные нативисты, связанные с бандой «Парни Бовери», и ирландские «Дохлые кролики» (этот сюжет показан в известном фильме Мартина Скорцезе «Банды Нью-Йорка»). Нативистов возглавлял Уильям Пулл по кличке Билл Мясник, ирландцев – итальянский иммигрант Джим Моррисси. 25 февраля 1855 года Пулл был ранен на улице из пистолета и скончался спустя две недели со словами: «Я умираю как истинный американец», оставшись в памяти ньюйоркцев как своего рода местный Голиаф.
Сожжение католического храма во время «Библейского бунта» в Филадельфии (май 1844 года). Гравюра из книги J.B.Perry: A full and complete account of the late awful riots in Philadelphia. Philadelphia, 1848 |
23 марта 1855 года в Провиденсе (Род-Айленд) около 2 тыс. местных протестантов собрались у женского католического монастыря, намереваясь его разгромить, но наткнулись на укрепившихся в его стенах несколько сотен вооруженных ирландцев во главе с местным епископом О’Рейли. Кровавой бойни удалось избежать лишь благодаря вмешательству мэра.
Кульминацией нативистской кампании стал «кровавый понедельник» 5 августа 1855 года в Луисвилле (штат Кентукки). В этом крупнейшем городе штата по состоянию на 1850 год проживали 43 194 человека, из них 13 782 (почти треть всех жителей) родившихся вне США, в основном это были немцы и ирландцы, жившие в своих кварталах. Нативисты поддержали на проходивших в городе выборах одного из кандидатов в мэры и вели активную агитацию на улицах. В какой-то момент ультрапатриоты оказались обстреляны в районах проживания немцев и ирландцев, после чего в иммигрантские кварталы ворвались отряды нативистов и началась настоящая бойня. Как писал позже в письме к своему коллеге из Филадельфии луисвиллский архиепископ Джон Сполдинг: «Террор в городе превзошел даже беспорядки в Филадельфии. Около ста ирландцев были убиты или сожжены, сгорело около двадцати домов». Католический собор Луисвилла, захваченный нативистами (они искали там оружие) уцелел лишь благодаря красноречию католического епископа. Стоит добавить, что в итоге кандидат от нативистов победил на выборах, после чего около 10 тыс. жителей Луисвилла (судя по всему, почти все иммигрантское население) бежали из него в соседние города.
Однако во второй половине 1850-х годов Нативистская партия утеряла свои позиции. Жители США оказались вовлечены в противостояние за и против отмены рабства, антикатолическая борьба оказалась уже менее актуальна. В какой-то степени возродил традиции нативизма Ку-Клукс-Клан – не столько первый, действовавший на Юге в 1865–1871 годы и состоявший из бывших солдат и офицеров армии Конфедерации, сколько второй, лютовавший в 1910–1920-е годы по всей стране (включая Север) и видевший врагов не только в неграх, но и в иммигрантах и католиках. Впрочем, к сегодняшнему дню ситуация в США уже изменилась. Президент-католик в Америке был – Джон Кеннеди. В наши дни, как показала поддержка Ньюта Гингрича и Рика Санторума на праймериз в Южной Каролине, католики кажутся протестантам вполне «своими». Изменится ли когда-нибудь мнение о мормонах?