0
2412
Газета Интернет-версия

21.12.2011 00:00:00

Патриарх новый, проблемы старые

Анатолий Черняев

Об авторе: Анатолий Владимирович Черняев - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН.

Тэги: рпц, сборник, церковь, общество


рпц, сборник, церковь, общество

Православная Церковь при новом Патриархе/ Под ред. А.Малашенко и С.Филатова. – М.: РОССПЭН, 2012. - 415 с.

Что стоит за фасадом современного церковного возрождения в России? Каковы его ключевые измерения – идеологические, культурные, социальные, психологические? Ряд интересных «замеров» произведен авторами сборника, подготовленного в рамках исследовательской программы Московского центра Карнеги. Большинство статей – не просто глубокая и остроумная аналитика, но также весьма познавательное чтение, к примеру, позволяющее узнать, что немалое число студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в процессе обучения испытали нервные срывы и попали в психиатрические больницы (с. 88).

Это один из фактов, сообщаемых в статье Бориса Кнорре, обладающего солидным опытом работы в патриархийных структурах и задавшегося вопросом: что сулит россиянам дальнейший рост церковного присутствия в различных сферах жизни общества? Судить об этом автор предлагает исходя из реальности, наблюдаемой внутри самой церковной корпорации, для которой, увы, типичны дефицит справедливости и солидарности, эксплуататорское и уничижительное отношение к людям, вопиющий произвол и патернализм. Церковь настойчиво претендует на лидерство в социальном служении и предлагает рецепт «как нужно жить», а на деле представляет собой далеко не самую привлекательную социальную модель, явно проигрывая в этом отношении ожесточенно критикуемому ею секулярному обществу.

Наиболее панорамна и концептуальна статья Сергея Филатова, в которой диагностируются некоторые принципиальные противоречия бытия современной РПЦ. Парадоксальность положения Церкви в том, что она позиционирует себя в качестве выразителя гласа народа перед властью и скомпрометировавшими себя элитами, но основным источником авторитета и влияния Церкви остается поддержка тех же самых элит и власти. Зависимость современной РПЦ от государства сравнима с зависимостью российской экономики от нефти и газа. При этом РПЦ является сегодня единственной в мире крупной христианской Церковью, открыто декларирующей неприятие принципов демократии и прав человека – а значит, и принципов российской Конституции. Если церковное руководство продолжит «препятствовать развитию демократии и, таким образом, будет служить дальнейшей деградации России, общество сметет РПЦ и ее «миссию», – прогнозирует Филатов.

Кратко отметим другие материалы сборника. В статье Александра Верховского предпринят блестящий разбор националистического компонента в риторике нынешнего церковного руководства. Темой очерка Андрея Окары стала непростая ситуация в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая оказалась сегодня меж двух огней – киевским и московским┘ Из общего контекста книги несколько выпадает статья игумена Петра (Мещеринова) «Современное церковное сознание и светские идеологемы из коммунистического прошлого». Вооружившийся против идеологем и мифологем массового сознания, автор сам оказывается в плену типичных мифов, утверждая, например, что «в 1917 году естественный ход вещей оказался сломлен». Однако в истории, как известно, не бывает случайных событий, и столь безапелляционный, некритический подход вряд ли уместен в научном сборнике.

Дополнительную актуальность книге придала бы проблематизация места и роли Церкви в современном обществе. Создается впечатление, будто Церковь априори является неотъемлемым элементом социокультурной жизни, будто она – некая духовная константа в стремительно меняющемся мире. Но именно с этим и связана, пожалуй, главная проблема современной РПЦ, которая вынуждена мутировать и мимикрировать, осваивать новые, совершенно нетипичные для себя культурные дискурсы, языки коммуникаций и социальные функции. Сохраняет ли Церковь при этом свою сущностную основу или превращается в нечто иное, в очередной симулякр? Способна ли мутирующая и мимикрирующая Церковь дать обществу то, что обещает, – твердую опору в духовности и традиционной морали? И какова реальная потребность в этом у современного общества? На эти вопросы еще предстоит дать ответ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1660
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1860
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1319
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
958

Другие новости