0
1358
Газета Интернет-версия

06.04.2011 00:00:00

Пасторы и демоны

Влад Сохин

Об авторе: Влад Сохин - фотожурналист, путешественник.

Тэги: пророк, церковь, бесы, демоны, экзорцизм


У Ситифане Ваисани, «пророка» Мозамбикской Церкви Сиона, воскресенье – самый свободный день недели. В деревню Тчесса, где он живет, в будние дни стекается народ, жаждущий исцеления. И лишь в воскресный день Ситифане отдыхает. Жители деревни стараются не нарушать покой своего харизматичного лидера.

– У нас в деревне слепые прозревают и хромые ходят. Все, как написано в Библии, – уверяет меня 33-летний «пророк».

Больные и хромые действительно сидят на бамбуковой подстилке в тени большого дерева и ждут очередного сеанса исцеления.

– Сейчас я буду изгонять из них злых духов, – говорит Ситифане, надевая разноцветное, расшитое крестами и звездами облачение.

Экзорцизм – основная изюминка Африканской Церкви Сиона. Ее адепты верят, что в любом человеке есть демоны, от которых нужно освобождаться. Власть над бесами дана «пророкам» Церкви, которые, впрочем, нередко во время сеансов экзорцизма сами становятся жертвами злых духов, падая на землю и катаясь в экстазе, порой даже теряя сознание.

Сама Церковь не имеет ничего общего с одноименным холмом в Иерусалиме и берет свое название от американского городка Сион (Zion) в штате Иллинойс. Именно оттуда в 1904 году один из основателей Церкви, пастор Даниэл Бриант, приехал в Южную Африку с проповедью. Церковь прижилась сначала в ЮАР, а затем вместе с возвращающимися домой рабочими-мигрантами ее учение попало и в Мозамбик. На сегодняшний день существует несколько десятков Церквей Сиона, которые схожи по своей сути, но не имеют между собой молитвенного общения. Община в деревне Тчесса – часть Мозамбикской Церкви Сиона Иерусалима. Место, где сконцентрированы дома прихожан Церкви, отмечено большими шестами с флагами, на которых по всему периметру полотнища изображены кресты. В центре деревни располагается дом «пророка».


«Избавившись от бесов», женщины простираются ниц.

Ситифане выходит из своего жилища с жезлом в руке, на голове красный колпак с вышитым белым крестом посередине. Больные женщины становятся на колени перед «пророком», местные мальчишки приносят белого голубя. Деревенский экзорцист произносит несколько стихов из пророка Исайи, затем воздевает глаза к небу и громко кричит, отпуская голубя. После этого ставит свой жезл на грудь ближайшей к нему женщины и сильно давит им в район солнечного сплетения. Она начинает громко вопить и затем падает на подстилку. С двумя оставшимися больными Ситифане поступает так же. Женщины корчатся и кричать что-то на неизвестном мне языке, а «пророк» кладет им поочередно руки на голову, громко произнося слова молитвы. Больные успокаиваются, их тела обмякают, и они остаются лежать на подстилке в полубессознательном состоянии.

Весь процесс изгнания бесов занимает от силы 15 минут. После этого женщины поднимаются и как ни в чем не бывало возвращаются к своим делам. Многие «пациенты» живут в деревне неделями, проходя ежедневные церемонии экзорцизма. Аделаида Мпембве, одна из трех женщин, только что лежавшая без сознания, рассказывает мне, что из Малави в Тчессу ее привез супруг две недели назад. Аделаида не могла ходить и обращалась со своей проблемой к докторам, народным лекарям и колдунам. Никто из них не смог ей помочь. И только здесь она нашла исцеление.

– Я еще не до конца свободна от демона, мешавшего мне двигаться. Но сейчас я уже сама встаю и хожу на небольшие дистанции, – говорит она. – И готовлюсь к крещению.

«Пророк» Ситифане обращается ко мне, улыбаясь:

– Поживи с нами немного, ты еще и не такое увидишь.

Пользуясь приглашением, я решаю провести больше времени в Африканском Сионе.

В ближайшее воскресное утро мы собираемся в церковь. Женщины, дети и мужчины надевают свои парадные облачения поверх ежедневной одежды, и наша процессия шествует около двух километров к церкви. На входе нас встречает 81-летний пастор Сайдон Насоне Нджеремука, которому уже известно о моем визите. Ребятишки заносят в церковь тамтамы, и пастор дает знак к началу богослужения. Женщины запевают на наречии ньянджа: «Павел и Сира сидели в тюрьме,/ Но явился ангел, который отворил им дверь,/ И мое сердце радуется такому божественному промышлению». Прихожане начинают хлопать в ладоши и танцевать. Одна песня сменяет другую, «пророк» и престарелый пастор пляшут вместе со своей паствой в центре круга, задавая тон очередному песнопению. Затем Сайдон Нджеремука читает несколько отрывков из Библии и обращается к народу с проповедью. Сидящий радом со мной Ситифане между тем рассказывает:

– Мы молимся Богу, Иисусу Христу и тому голубю, что сошел на Иисуса в день Крещения.

Меня поражает такое деревенское богословие, и я спрашиваю:

– А почему ты разделяешь Бога и Иисуса? Разве по христианскому вероучению Иисус не Бог?

– Ну, он почти Бог, – сконфузившись, отвечает «пророк». – Он Сын Божий, но пока еще не Бог. До конца времен миром правит Отец. Он как президент. А Иисус сейчас что-то вроде премьер-министра. А вот когда придет Судный день, Иисус сядет на небесный трон, тогда он и станет Богом.

– А что же будет делать Бог-Создатель?

Ситифане чешет свой красный колпак.

– Ну... Он будет как мой отец. Вот когда я был маленький, мой папа работал, приносил деньги в семью, заботился о нас. А потом я вырос и занял его место. Отец сейчас отдыхает. Общается с друзьями, слушает радио. Вот так, думаю, и Бог-Иегова поступит...

После богослужения пастор объявляет, что четыре человека решили стать членами Церкви и принять крещение. Мы отправляемся к купели – небольшому естественному водохранилищу, служащему резервуаром для орошения почвы. Пастор заходит в воду по грудь и приглашает по очереди желающих совершить крещение. Читает молитву, воздевает руку к небу и единожды погружает каждого человека в воду. Один из новокрещеных – 12-летний Китуту, сын «пророка» Ситифане. Затем члены Церкви становятся на колени, а Сайдон Нджеремука читает благодарственную молитву, в которой в числе прочего просит оградить свою паству от нападений змей и львов, крокодилов и скорпионов. После молитвы все поднимаются с колен, за исключением новокрещеных. Члены общины приветствуют их рукопожатиями и поцелуями.

Все вместе мы возвращаемся в деревню, где уже циновки накрыты кашей из кукурузной муки с каким-то травяным соусом. После деревенский «пророк» снимает свое облачение. Садится в кресло, закрывает глаза и как будто засыпает. Затем зовет своего сына и просит принести ему радио. Настроив приемник на какой-то христианский канал, Ситифане отпускает Китуту и снова закрывает глаза, погружаясь в дрему. Наверное, ему тоже не терпится быстрее отойти от своих ежедневных «пророческих» дел и отправиться на покой, передав дела своему сыну. Чтобы лежать вот так в тени и слушать радио – единственное, что связывает деревню с внешним миром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1022
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1387
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1054
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
880

Другие новости